Сергей Цымбаленко: Человек становится средством массовой самокоммуникации

Видео 1
Фото Марии СМИРНОВОЙСергей Цымбаленко:  Человек становится средством  массовой самокоммуникации “Юнпресс” Школа-пресс-2017 Сергей Цымбаленко Лига юных журналистов

Фото Марии СМИРНОВОЙ

Сергей Цымбаленко:  Человек становится средством  массовой самокоммуникации “Юнпресс” Школа-пресс-2017 Сергей Цымбаленко Лига юных журналистов

Сергей Цымбаленко: Человек становится средством массовой самокоммуникации

Сергей Цымбаленко:  Человек становится средством  массовой самокоммуникации “Юнпресс” Школа-пресс-2017 Сергей Цымбаленко Лига юных журналистов

Сергей Цымбаленко: Человек становится средством массовой самокоммуникации


0

Гостем финала Межрегионального открытого творческого конкурса школьных газет “Школа-пресс-2017”, который проводят “Грани” и Мининформполитики Чувашии, стал президент молодежного творческого объединения “Юнпресс” Сергей Цымбаленко. Мы побывали на мастер-классе Сергея Борисовича и побеседовали с ним о развитии юношеской журналистики.

— Сергей Борисович, расскажите, с чего начинали сами?
— Можно сказать, в журналистику меня привела судьба. Мой младший брат ходил в отряд “Каравелла” в Екатеринбурге, которым тогда руководил писатель Владислав Крапивин. Я часто заглядывал к брату, и он позвал меня помогать ему в пресс-центре. 
— Первый ваш серьезный журналистский опыт — работа корреспондентом в газете “Пионерская правда” по Уралу.
— Мне было 25 лет, когда я стал собственным корреспондентом “Пионерской правды”. Удалось объездить весь Урал. 
Именно после этого стал оптимистом: куда бы ни приезжал, в любом месте находился какой-нибудь чудак, который и становился героем моих материалов. Например, в одном из сел Курганской области жил интересный школьный учитель, он вывел всепогодный сорт кукурузы, успешно растущий почти в любых условиях.
— Детские мечты сбылись?
— В детстве много о чем мечтал: хотел писать рассказы, заниматься философией, журналистикой. Мне все это было интересно.
Когда отмечал 60-летие, понял, что мечты не просто сбылись, а даже оказались “перевыполнены”. Я переехал из Екатеринбурга в Москву, стал не только простым журналистом, но даже и руководителем. Оказалось, что все осуществимо, поэтому открыто и смело мечтайте.
— Как возникла идея создать первое в России детское информационное агентство “Юнпресс”?
— Недавно нас поздравили коллеги из Донецка, у них “Юнпресс” существует с 1987-го. Я уже и забыл, что мы его придумали тогда. Сами в 1990-м собрали в “Артеке” редакторов самостоятельных детских изданий. Было 700 ребят, и уже там создали “Юнпресс”, а в январе 1991 года официально его зарегистрировали. В 1993-м появилась Лига юных журналистов. 
— Вы вице-президент Всероссийского форума детского и юношеского экранного творчества “Бумеранг”. В чем для вас эффект бумеранга?
— Когда уже достиг определенных высот сам, становится интересно помогать реализовывать мечты другим. Мне очень нравится наблюдать за внутренним ростом начинающих. В этом и заключается эффект бумеранга.
В свою очередь, общение с детьми помогает мне развиваться и расти самому. Диалог без скидок на возраст чрезвычайно интересен. И с шестилетними можно говорить на равных и всерьез. 
— Много талантов выявляете на “Бумеранге” и других форумах?
— У нас так построены сборы, что мы даем возможность ребятам заниматься чем-то практическим: верстать газеты, готовить телепередачи, снимать кино. Потом они делают это уже самостоятельно. Поэтому не мы их выявляем, а они сами пробуждаются.
— Во время визита в Чувашию у вас состоялась встреча со студентами журфака ЧГУ. Что можете сказать о будущих журналистах?
— Студенты мне показались очень скромными и любознательными. Я выступил как ученый, который занимается информацией и коммуникацией. Мне хотелось помочь им задуматься о журналистике завтрашнего дня.
— Обязательно иметь талант для занятия журналистикой?
— Думаю, нет. Я бы сказал, журналистика — это образ жизни. Если человеку хочется не только писать, но и рассказывать о том, что он видит, с чем сталкивается в жизни, это и есть журналист.
— Поделитесь впечатлениями о “Школе-пресс”.
— Наше региональное отделение Лиги юных журналистов в Чувашской Республике является постоянным партнером проекта. Приятно, что его поддерживают власти Чувашии и Новочебоксарска, есть спонсоры. Порадовало активное участие сельских школ Чувашии.
Скажу и о недостатках школьной прессы. Увы, слишком многие школьные газеты больны тем, что они неинтересны. В подобных изданиях делается ставка на то, чтобы писать про школьные мероприятия. Причем ребята делают это скучно, как отчеты составляют. Рассказывать о том, что и так все знают, бессмысленно.
На фестивале мы с ребятами об этом и беседовали. Говорили о журналистике, какой она бывает. Какие темы надо поднимать, чтобы выпуск этой газеты все ждали, чтобы она была товарищем и верным другом.
— Частая проблема школьных газет — роль рупора администрации учебного заведения и отсутствие интереса у читателей. Как отстоять свою независимость и писать о том, о чем хочется?
— Интересен в этом плане опыт Бурятии. Там газеты хоть и школьные, но ориентированы на жизнь в районе. Дети пишут и о семьях, и о событиях за пределами стен учебного заведения.
Любопытен опыт французских школьных газет — они очень много пишут о жителях своего городка или поселка. Например, если булочник — отец ученика стал спонсором школьной редакции, то в газете могут рассказать о его выпечке, опубликуют его рецепт вкусного пирога.
Для того чтобы школьным корреспондентам быть независимыми от руководства школы, важно, чтобы ребят опекали городские или районные газеты, чтобы участие в жизни начинающих журналистов принимали местные власти.
Это поможет обрести независимость. Кроме того, лучше заранее познакомить своего директора с документами, в которых говорится о праве на информацию, свободе слова (Конституция РФ, ФЗ “О СМИ”, Конвенция ООН о правах ребенка).
Мы ездили по селам и знакомились с сельскими школьными газетами, были в Канашском и Чебоксарском районах. Остались очень хорошие впечатления от детей, все увлечены работой. Видно, что им нравится этим заниматься.
— Какие проблемы видите в развитии детского творчества?
— Думаю, взрослые должны ставить своей целью не теоретическое обучение детей, а освоение ими практического навыка рассказывать свои истории свободно, смело, интересно. Пусть молодые сами доносят до аудитории то, с чем сталкиваются их ровесники, что нового узнают. А еще пусть сами выбирают, при помощью чего им интереснее  это делать: хотят ли они снять фильм, или написать статью, или сделать запись на радио.
К сожалению, не все руководители способны помочь детям раскрепоститься и дать возможность расти самим. В этом и заключается основная проблема.
— Обычно молодежь принято ругать. А вы чаще хвалите или ругаете подрастающее поколение? 
— Ни то, ни другое. Дети не стали хуже, они просто другие, но так же интересны, как и люди любого другого поколения.
— Вы более 40 лет занимаетесь журналистикой. Какие главные изменения отметили бы в этой сфере?
— Появились небывалые ранее возможности. Самое передовое, что у нас прежде  было, — это печатная машинка. Мы вручную выклеивали напечатанные полосы. Это было высшим достижением, ведь даже не все имели печатную машинку.
Сейчас весь процесс выпуска газеты можно освоить самому: не только писать и снимать, но и верстать, обрабатывать фотографии, печатать тираж. А благодаря Интернету — донести свое творение до более широкой аудитории.
— По-вашему, Интернет когда-нибудь вытеснит бумажные газеты?
— Как ученый занимаюсь этим вопросом и могу сказать, что ничего никуда не пропадет. За несколько тысячелетий существования человечества не исчез ни один вид коммуникации. Даже наскальная живопись жива, и люди по-прежнему пишут на стенах: “Я здесь был” и “Маша + Петя = Любовь”. А еще появилось граффити, это тоже вид наскальной живописи, только в современных условиях.
Интернет ничего нового  не создал. В нем существует и текст, и графика, и звук, и видео — все, что существовало и ранее. В любом виде журналистики в основе всего лежит слово. От него  не уйдешь.
— Как воспитать в себе грамотного потребителя медиаконтента?
— Важно не только учиться чему-то новому, но и понимать, для чего это делается. Надо стремиться получать информацию из различных источников, сравнивать ее, чтобы самому делать выводы.
Сейчас человек зачастую становится “средством массовой самокоммуникации”. Когда он может создать продукт и показать его всем. Развивается гражданская журналистика. Наступило то время, когда люди стали носителями информации и могут независимо от СМИ поделиться ею и рассказать о событии раньше, чем выйдет сюжет на телевидении. Так же и мы учим юных журналистов проявлять гражданскую позицию. 
— Какие качества, на ваш взгляд, должен иметь хороший журналист?
— Любознательность, умение видеть и слышать, удивляться жизни.
— Откуда черпаете вдохновение, и что помогает сохранять интерес к журналистике?
— Из жизни. Сама жизнь и помогает.
— Что бы пожелали юным журналистам?
— Удивляйтесь и щедро рассказывайте о том, что вас удивило!

 

 

Подготовили Полина ШЕИНА, гимназия № 6, главный редактор газеты “School-инфо” , Нина ЛЮБИНАРСКАЯ, выпускница школы № 11 Новочебоксарска..
  • Фото Марии СМИРНОВОЙ
  • IMG_1375.jpg
  • IMG_1403.jpg
Фотогалерея Финал конкурса школьных газет “Школа-пресс-2017”