Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Русский авось на шоссе смертельно опасен

4

Начинается пора отпусков и дач — все чаще вы выруливаете из города на шоссе. Именно здесь, по мнению кандидата в мастера по автоспорту и известного журналиста Ю.Гейко, подстерегает настоящая опасность, потому что скорости возрастают, превращая простительные ошибки в смертельные. Как этого избежать? Вот его советы.

Езда по шоссе сильно отличается от город­ской. Не спешите резко прибавлять скорость, к ней надо привыкнуть. Не жмите педаль газа, доверьтесь своему организму, и он сделает это сам: через какое-то время обнаружите, что скорость возросла, вы привыкли, и ваша нога это сделала непроизвольно.
Второе — вас обгоняют. Водитель экстракласса возьмет правее, включит правую мигалку, чтобы показать, что он видит обгоняющего, и даже сбросит скорость, чтобы обгон произошел быстрее. Особенно это касается обгонов с “выездом на полосу встречного движения”, что в России сплошь и рядом. Тот, кто вас обгоняет, может не видеть, что навстречу вынырнул автомобиль: вы-то к нему ближе. Поэтому, если видите, что вас обгонять опасно, включите левую мигалку, но по-прежнему держитесь как можно правее. Если он не дурак, то предупреждение поймет и скажет вам спасибо. Не думайте, что делаете услугу ему, в первую очередь  себе, потому что, выйдя на обгон и увидев встречного, он обязательно заставит “вздрогнуть” и вас.
И, наконец, третье: вы пошли на обгон “с выездом на полосу встречного движения” — это чисто российский, смертельный и захватывающий аттракцион. Заставить сделать такое ино­странца невозможно — весь западный его генофонд встанет при этом на дыбы. Они до посинения могут плестись за каким-нибудь колесным трактором, но встречная полоса — табу!
Обгоны бывают разные. Вот как это делает “чайник”: едет за машиной и видит, что путь свободен, выходит влево, нажимает газ, скорость медленно нарастает, обгоняет, уходит вправо. Это опасно тем, что длится долго, секунд десять-тридцать, ведь в начале скорость такая же, как у обгоняемого автомобиля.
А вот грамотный маневр: приближаясь к обгоняемой машине, вы заранее, метров за сто, берете левее и оцениваете три скорости — свою, встречного автомобиля и обгоняемого. Если встречный вас беспокоит, то уходите в свой ряд, сбросив скорость и оставив 70-100 метров до объекта, который вам нужно обо­гнать. Вот встречный автомобиль приблизился к обгоняемому, но они еще не “пересеклись”, и вы видите, что следующий встречный вам уже не опасен. Вперед! Если едете на четвертой, включите третью передачу, если на пятой — четвертую, и газу! Ваша скорость нарастает, встречный пролетает мимо, вы выходите влево, еще раз убеждаетесь, что путь свободен, и обгоняете. Поскольку ваша скорость значительно больше скорости обгоняемого, такой обгон займет всего 3-4 секунды, а значит, будет во много раз безопаснее предыдущего.
Еще вернее, если при приближении к попутно следующему автомобилю оцените надежность крепления груза в его кузове: не сорвет ли оттуда вам в лобовое стекло лист фанеры, не сыпанет ли на выбоине гравием, не застрял ли между сдвоенными задними баллонами грузовика кусок кирпича, который, вылетая, может пробить ваш автомобиль насквозь, словно снаряд. Хорошо перед обгоном помигать фарами, чтобы себя обозначить.
При длительных и дальних поездках, особенно летом и на камерных шинах, не поленитесь пару раз остановиться и замерить давление: раскаленный солнцем асфальт плюс скорость нередко приводят к тому, что давление воздуха в камерах возрастает настолько, что они разрываются на ходу.
Если какой-то участок шоссе щедро посыпан гравием, резко снижайте скорость и сторонитесь любых машин, особенно встречных. Гравий опасен не только тем, что на нем занесет, 90 процентов битых фар, лобовых стекол получается именно на нем. Но главное — сколы краски, мастики и грунтовки на вашем автомобиле, незаметные летом, зимой проступят пятнами ржавчины, с которой уже не справиться.
Не обгоняйте на слепых, особенно правых, поворотах, где видимость ограничена, а также перед закрытыми спусками. Русский авось здесь совершенно неуместен.    
Остерегайтесь на шоссе, особенно в дождь, грязных следов въехавших на него с грунтовок автомобилей и тракторов. Обычно это глина. Одно неверное, резкое движение рулем,  качок тормозной педали — машину закрутит мгновенно и выбросит куда угодно — под встречного, под того же обгоняемого.
Осторожно пересекайте на скорости продольные выступы асфальта, делайте это по­степенно и под самым маленьким углом: именно из-за них погибла чета Харламовых, знаменитый хоккеист и его жена.