Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Решительность — ее удел, оригинальность — ее кредо

Решительность — ее удел,  оригинальность — ее кредо

Директор МОУ ДОД “Новочебоксарская детская школа искусств” Ольга Исааковна Петрова. Фото Валерия Бакланова.


1

Глядя на нее, хрупкую, миловидную, с трудом верится, что  перед тобой  “Человек года” в номинации “Работник культуры и искусств -2008”, победитель всероссийского конкурса “Женщина-директор года”, заслуженный работник культуры Чувашской Республики. В 2009 году она участвовала в работе Федерального собрания России на парламентских слушаниях по теме “Вопросы развития системы художественного образования”, где представляла нашу республику как руководитель новой формации, использующий маркетинговые технологии в управлении школой.  Да и само учебное заведение хорошо известно. Ежегодно школа проводит рес­публиканские конкурсы “Веселый башмачок”, “Звездный дождь”  и городские: хорового пения “С любовью к России”, детских рисунков “Мой любимый город”, “Мир воды глазами детей”. С 2007 года Новочебоксарская детская школа искусств — победитель 5 инновационных проектов на грант главы города и Президента ЧР в сфере культуры и искусства. В этом же году по итогам всероссийского конкурса среди школ дополнительного образования вошла в число 100 лучших. Была включена в эксперимент по апробации всероссийского мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”. С 2008 года здесь проходят межрегиональные конференции по инновационным направлениям. Удивляет многоаспектная деятельность учебного заведения и, конечно, самого руководителя. Откуда такая активность, в чем она черпает силы?  С этого вопроса началась наша беседа.
— С детства. Родом я из Шумерлинского района. Так случилось, что после смерти родителей, мне тогда было всего 3 года, нас, четырех девочек-сирот, опекала бабушка. Старшая осталась жить с ней, остальных определили в интернат. О бабушке остались самые теплые и нежные воспоминания. Она вырастила своих детей (дедушка тоже рано ушел из жизни) — трех дочерей и сына, а потом ей пришлось помогать и своим внучкам, даря доб­роту и ласку. Во время каникул мы приезжали к ней, отдыхали на свежем воздухе, она нас приучала к труду. Благодаря ей мы узнали, что значит быть вместе, какое оно, семейное счастье.
— Какие бабушкины наставления привнесли в свою жизнь?
— Быть всегда честным, справедливым, самостоятельным, рассчитывать только на себя. Она прожила до 92 лет, сохранила отличное зрение (сама себе что-то штопала), себя обстирывала, готовила, трудилась на огороде. На здоровье никогда не жаловалась. И мы гордимся, что у нас крепкие бабушкины корни. Хотя испытаний на ее долю выпало немало. Ведь ей пришлось поднимать, как уже ранее заметила, одной своих детей, а потом и хоронить их, что даже и представить тяжело. Жизненные невзгоды ее лишь закалили. Ее любимая присказка: работа лечит все. Сельчане к ней относились с большим уважением, шли  за советом.
— Вот почему в вас так сильно женское начало, и вас неслучайно избрали в женсовет города.
— Надо заметить, что в этой общественной организации у всех женщин активная жизненная позиция, особенно по защите интересов других. К тому же порой человеку становится легче оттого, что его просто выслушали. Бабушка всегда говорила: с вниманием относитесь к другим, такая черта в характере человека никогда не подведет.
— Кстати, связь с сестрами не потеряли?
— Разве можно так?! Мы же семья. На праздники собираемся вместе в Чебоксарах у старшей сестры. Она, выросшая с бабушкой, и поддерживает семейный очаг. Жаль, что средняя не всегда может с Украины приехать. Все любим петь, в основном народные, застольные песни, а также из репертуаров Зыкиной, Толкуновой. Сейчас у нас у всех дети, у некоторых уже и внуки появились.
— А у вас?
— У меня сын, в апреле он женился. Молодые живут со мной, чему я очень рада: не люблю одиночество. Трудится Женя в нашей школе специалистом по охране труда: окончил Казанский институт экономики и права по специальности “Юрис­пруденция”, накапливает опыт по работе с законами. Он отслужил в армии, причем отправился туда, еще учась в вузе.
— Почему? Ведь он не подлежал призыву как студент?
— В то время несколько его друзей ушли служить, юношеский максимализм в них говорил, хотели проявить себя. Для меня, не скрою, тот момент стал шоковым. Но это был его выбор, пришлось смириться. Зато потом я убедилась, что служба в армии дает немало молодым людям. Во-первых, прививает чувство ответственности, учит серьезному подходу к жизни, у них оценка ценностей меняется. Заметила, что сын возмужал, стал дисциплинированнее, очень уважительно относится к близким, старшим. Порядок наводит во всем, включая вещи и до режима дня. Там он приобрел еще одну профессию — водителя.
— В детстве строго воспитывали?
— Он рос самостоятельным ребенком. Видел, насколько родители заняты работой, она была на первом месте.
— Вот и подошли к вопросу о вашей карьере.
— После окончания Чебоксарского музыкального училища имени Павлова в 1984 году получила распределение в Новочебоксарскую детскую школу искусств преподавателем. Ездила сюда на работу из Чебоксар 11 лет.
Кстати, еще учась в училище, я полюбила Новочебоксарск, мечтала тут жить. Мы ездили сюда на дискотеки в ДК “Химик”. Восхищались идеальной чистотой города, цветами на каждом балконе, на которых не было висящего белья. Притягивало сюда людей и отличное снабжение, они за продуктами приезжали.
А какие праздники тут устраивали! Даже в столице мы не замечали  такого замечательного инструментария у оркестров и ансамб­лей. И если в Чебоксарах музыкальные школы ютились в подвалах, то новочебоксарская имела собственное здание. Словом, в  нем мы видели город европейской модели. К тому же в молодом городе для молодых и перспектив больше. И в 1991 году я переехала сюда.
Трудясь в ДШИ, параллельно училась в Московском государственном институте культуры, который окончила в 1992 году по специальности “Организация культпросветработы”. А четыре года спустя по рекомендации и поддержке ныне покойных, а в то время заместителя главы горадминистрации Геннадия Александ­ровича Васильева и директора ДК “Химик” Юрия Николаевича Трофимова, царствие им небесное, меня назначили начальником отдела культуры города.
Через четыре года предложили перейти на работу в Минкультуры республики, первым замом. Министерство тогда возглавляла Ольга Григорьевна Денисова. Я удивлялась ее организаторским способностям. Именно в годы спада, 90-е, когда в стране закрывались культурные учреждения, клубы, она ездила по районам, встречалась с главами и доказывала, что очаги культуры должны жить.  Хотя бы ради сохранения народных традиций, памяти выходцев из районов, ставших знаменитыми. И клубы держались на плаву.
 Но по семейным обстоятельствам в 2000-м вернулась в родную школу, и в августе будет 10 лет, как тут я директорствую.
— И чем можете  гордиться?
— Мы взяли линию на модернизацию школы, на укрепление материальной базы, чтобы детям было удобно, уютно заниматься. В 2005 году открыли модельную библиотеку по искусству, через год — класс компьютерной графики и дизайна, в январе 2007?го — класс компьютерной музыки и музыкальной информатики. Расширили и укрепили взаимодействие с общеобразовательными школами: открыли эстетические классы в четвертой, восьмой, девятой, семнадцатой, девятнадцатой и шестой гимназии. Дети в них занимаются ритмикой, изобразительным искусством, хоровым пением, постигают основы актерского мастерства. Усилили сотрудничество с регионами. Кроме того, на подготовительные отделения мы стали набирать детей с 4-х лет, возраст очень благодатный, малыши впитывают все очень быст­ро, как губка. А потом они переходят в основную школу, где начинают развиваться уже профессионально.
Школа живет в современном режиме. Наши классы оборудованы компьютерами с выходом в Интернет, чтобы преподаватели и учащиеся могли быстро найти нужную им информацию. Мы заинтересованы в том, чтобы потребитель пришел с улицы и от нас услышал предложение. Словом, чтобы дети занимались тем, чем они хотят: учатся петь, танцевать, играть на домре, балалайке, гармони.
— То есть в ДШИ не забывают и о чисто народных инструментах?
— Да, стараемся сохранить богатые классические традиции, народный фольклор. Сейчас часто говорим об инновациях и стремимся к ним. Но они рождаются на основе накопленного опыта, добавлением к нему современных технологий.
— Весной этого года в Москве вам вручили диплом победителя всероссийского конкурса в номинации “Женщина-директор года”. Расскажите об этом подробнее.
— Он проходил под патронажем Совета Федерации Федерального собрания РФ и Общероссийской общественной организации “Ассоциация женщин-предпринимателей России”. Конкурс поощрял женщин-руководителей, добившихся значительных успехов в деятельности своего учреждения, занимающихся решением социальных проблем, общественной работой, а также распространением опыта эффективного руководства.
Но сначала мою работу оценили в женсовете города, затем кандидатуру поддержали в республиканском совете женщин, а потом уже мои документы отправили на заключительный этап в Москву. Мероприятие состоялось в канун женского дня в парково-архитектурном ансамб­ле “Царицыно”, где мы себя, если так можно выразиться, презентовали перед огромным количеством людей, съехавшихся с разных регионов страны. Причем, тут и молодые были, и уже в возрасте.
— Что вы показали?
— Видеоролик, в котором рассказала не только о школе, ее прошлом, настоящем и о перспективах в будущем, но и об особенностях нашей респуб­лики, ее достижениях, как развиваются промышленность, экономика, здравоохранение, образование, культура.
— Наверняка при присвоении этого звания учли и то, что из стен школы вышло много одаренных детей.
— Возможно. Наши питомцы, которыми мы гордимся, поступили в многие ссузы и вузы России. Это Антон Федосеев, учится в госуниверситете кинематографии и телевидения в Санкт-Петербурге, Даша Константинова, ныне обучается в специальной школе при Казанской консерватории, Станислав и Евгений Желтухины — студенты Самарского пединститута, Катя Милашенко и Яна Печатнова пос­ле нашей школы оттачивают мастерство в ЧМУ имени Павлова. Список обширный.
— Ваши чувства при получении награды?
— Чувство полета, хотелось больше и больше что-то делать. Еще я утвердилась в мысли, что не только надо требовать от своих подчиненных, а, главное, быть примером для них, выражаясь высокопарно, вести их за собой.
Безусловно, командный дух в работе должен быть. Но, с другой стороны, каждый преподаватель должен иметь свою индивидуальность, быть креативным. Не только дать теоретические знания своим воспитанникам, но и показать им, какой он ас в игре на баяне, фортепиано, как быстро ложится его рисунок, и на бумаге уже сюжет из повседневной жизни. А движениями танца поведать о большой любви. Ведь только таким образом дети лучше усваивают предмет. То есть надо всегда начинать с себя. Лишь тогда на тебя будут равняться. Перефразирую известное “рыба гниет с головы” на “процветание начинается с головы”. Своей задачей считаю поддержать инициативных, раскрыть новичков.
— Что вам нравится в себе?
— Люблю порядок.
— Понятно, для любой женщины порядок очень важен. Вы вкладываете в это слово какой-то иной смысл?
— Как можно лучше распорядиться своим временем, чтобы его хватало на все. На познание и поиски нового, на внимание и заботу  об окружающих меня близких людях, на встречи с друзьями. Вначале фразу “Дорогу осилит идущий” я часто про себя повторяла, а теперь она стала девизом всей моей жизни. Не останавливаюсь на достигнутом: проанализировала сделанное, поставила новую цель и вперед...
— Есть еще принципы в вашей жизни?
— Конечно. Следующий по важности это: дал слово — сдержи. Я не раздаю обещания  налево и направо. Надо сначала подумать. Постараюсь заполучить информацию по данной ситуации, посоветуюсь со специалистами — какие возможности выхода видят они.
— А если придется сказать: нет, в этом вопросе вам никто и ничто не поможет?
— Услышать “нет” человеку страшнее всего. Произнося “нет”, мы можем наделать много ошибок. Я стараюсь говорить: ничего не достигаемого, не решаемого нет. Не должно в человеке преобладать чувство пессимизма.
— Предполагаю, что сами вы по натуре оптимист.
— Без оптимизма в жизни многого не достигнешь. Знаю, что если я сегодня не смогла что-то сделать, то завтра обязательно сделаю. Вот так, шажками и идти вперед.
— Работа, работа, работа... А есть в вашей жизни что-то для души?
— Я обожаю плавать, по выходным отправляюсь в спорткомплекс. Без ума от природы, особенно люблю лето с его многоцветьем. С друзьями ходим в походы, по грибы.
— Романтика зовет?
— Думаю, среди людей искусства сухарей нет. Романтика нас заставляет в походах не замечать комаров, видим только красоту.
— Красоту нашей России тоже повидали?
— Имеете в виду путешествия? За границей я не была. Зато объ­ехала Золотое кольцо России, побывала на юге страны.
У нас в школе хорошая традиция. Благодаря спонсорской помощи мы выезжаем в близлежащие районы, республики Поволжья на экскурсии по достопримечательным местам. Побывали в Шереметевском замке, в Казанском Кремле и во многих других. Такие поездки важны для коллектива, они сплачивают нас и творчески вдохновляют.