Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Рекордсмен Земли и космический фотохудожник

Космонавт Сергей КрикалевРекордсмен Земли и космический фотохудожник эрудиты Дерзайте

Космонавт Сергей Крикалев


0

И герой Советского Союза, и герой России
27 августа празднует свой 53-й день рождения выдающийся космонавт Сергей Крикалев.
Он родился в Ленинграде и после окончания института работал в НПО “Энергия”. Испытывал космическое оборудование, в 1985 году входил в группу по восстановлению неисправной не управляемой станции “Салют-7”, разрабатывал методы стыковки с ней. В том же году начал подготовку к космическим полетам.
26 ноября 1988 года стартовал на “Союзе ТМ-7” в качестве борт­инженера с командиром Александром Волковым и французским астронавтом Жан-Лу Кретьеном. Они работали с предыдущим экипажем на станции “Мир” еще 26 дней, а затем Крикалев, Поляков и Волков продолжили выполнять экс­перименты, подготовили станцию к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года.
Позже Крикалев совершил еще пять полетов на кораблях “Союз ТМ-12” — “Мир” — “Союз ТМ-13” (1991-1992), “Дискавери” — “Мир” (1994), “Индевор” — МКС (1998), “Союз ТМ-31” — МКС — “Дискавери” (2000-2001) и “Союз ТМА-6” — МКС (2005).
Сергей Крикалев — первый российский космонавт, совершивший полет на американском шаттле. Он рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня) и один из четырех человек, удостоенных званий и Героя Советского Союза (1989), и Героя России (1992; медаль “Золотая звезда” № 1).
С марта 2009-го работает начальником Центра подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина. Занимается высшим пилотажем (чемпион СССР, Европы и мира в командном зачете), плаванием (в том числе подводным), горными лыжами, виндсерфингом, теннисом, любительским радио, художественной фотографией. Основоположник нового направления в фотоискусстве — космической фотографии, представленной в 3D технологии. Автор коллекции уникальных работ “Живопись Творца”, снятых с орбиты.

“Наркомовские” 100 граммов
22 августа 1941 года, 70 лет назад, Государственный комитет обороны СССР принял по­становление № 562 “О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии”, в котором говорилось: “Начиная с 1 сентября 1941 года тем, кто находится на передовой линии действующей армии, будет выдаваться 100 граммов водки (крепостью 40 градусов) в день”.
Снабжением армии своеобразным “горючим” лично руководил член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян (поэтому солдаты назвали спиртной паек “наркомовским”), а за распределением напитка следили командующие фронтами.
Впоследствии порядок снабжения красноармейцев водкой неоднократно менялся, а 23 ноября 1943 года, через три месяца после Курской битвы и форсирования Днепра, Сталин окончательно утвердил “наркомов­ские” нормы (не менялись до конца войны): 100 граммов для бойцов на передовой и 50 граммов для остальных.
“Америка России подарила пароход…”
26 августа 1791 года, 220 лет назад, американец Джон Фитч запатентовал пароход, а вскоре получил патент и во Франции. Фитч не смог доказать экономическую выгоду изобретения, умер в 1798 году.
Эстафету подхватил его соотечественник Роберт Фултон. В 1793 году он представил планы постройки парохода правитель­ствам США и Великобритании, а в 1797-м переехал во Францию. В 1803 году его паровое судно длиной 20 м при испытаниях на Сене достигло скорости 3 узла против течения. В 1806 году изобретатель переехал в Нью-Йорк и руководил постройкой более мощного судна.
В первое плавание “Пароход Северной Реки” Фултона вышел 17 августа 1807 года по Гудзону. Судно приводилось в движение гребным колесом и достигало скорости 5 узлов (9 км/ч). Фултон запатентовал свой пароход 11 февраля 1809 года и построил еще несколько паровых судов.
В 1813 году император Александр I предоставил Фултону монопольное право на эксплуатацию пароходов на линии Санкт-Петербург — Кронштадт и на российских реках в течение 15 лет. Однако изобретатель не выполнил основного условия — в течение трех лет не ввел в строй ни одного судна.
В знаменитой комедии “Волга-Волга” звучит шуточная песенка: “Америка России подарила пароход: две трубы, колеса сзади и ужасно тихий ход” (по легенде, в 1943 году президент Рузвельт, получив фильм в подарок от Сталина, “догадался” о намеке на промедление с открытием Второго фронта). В действительности типовой товаро-пассажирский двухпалубник американского типа шел со скоростью 22 версты в час против течения и 26 — по течению.
Старейший в России действующий колесный пароход “Н.В.Гоголь” сейчас ходит с круизами по Северной Двине.

Для знатоков “Граней”

На вопросы третьей недели августа правильно ответили пенсионеры Г.Ершова, И.Ильин, И.Леонтьев, В.Петров; инженер О.Маркова, почетный донор С.Большаков, преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов, домохозяйка Н.Леушина:
а) супруга В.Рюмина — Елена Кондакова; общее количество космических полетов их семьи — 6 (4+2);
б) великий русский критик, написавший, что В.Скотт вскрывает в своих романах “пружины истории”, — В.Белинский.
Вопросы четвертой недели августа:
1. Какой крупный российский полуостров изображен на приведенном снимке С.Крикалева из цикла “Живопись Творца”?
2. Название какой осетровой рыбы с удлиненным рылом носил подаренный Америкой России пароход в фильме “Волга-Волга”?

Ответы принимаются в четверг, 25 августа, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; до этого времени ответы также можно отправлять по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.

  • Космонавт Сергей Крикалев