Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Прививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла”

Новочебоксарцы могут увидеть премьеру 7 и 8 октября в 19.30 в кинозале ДК “Химик” (ул. Винокурова, 12) .Прививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла” Историческая справедливость

Новочебоксарцы могут увидеть премьеру 7 и 8 октября в 19.30 в кинозале ДК “Химик” (ул. Винокурова, 12) .

В фильме сыграли юные новочебоксарцы Виктор и Платон. Музыку написал 15-летний новочебоксарец Александр Бар.Прививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла” Историческая справедливость

В фильме сыграли юные новочебоксарцы Виктор и Платон. Музыку написал 15-летний новочебоксарец Александр Бар.

Алекс ПлатПрививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла” Историческая справедливость

Алекс Плат

Александр  РАПОПОРТПрививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла” Историческая справедливость

Александр РАПОПОРТ

Федор ШЛЕМОВПрививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла” Историческая справедливость

Федор ШЛЕМОВ


0

Много фильмов о Великой Отечественной войне было снято, они всегда полны чувства гордости за своих прадедов, патриотизма, любви к Родине. Говорить о событиях Второй мировой войны мы привыкли в одном ключе — признавая правоту своих предков, понимая, какой ценой досталась нам победа. Проект режиссера из Новочебоксарска Алекса Плата — о зле, с которым пришлось бороться советским солдатам. Я бы назвала фильм достаточно смелым. Вынести на первый план убийцу и не сделать из него героя — сложная задача. Но режиссер с ней справился.


На этой неделе в нашем городе стартовал показ художественно-документального фильма “Нюрнберг. Многомерность зла”. Снят он в Новочебоксарске. И практически вся съемочная группа (за исключением главных героев) — жители Чувашии.
Действие происходит в тюремной камере. Великий советский психиатр Евгений Краснушкин ведет беседу с основателем лагеря смерти Рудольфом Хёссом. Ему удается разглядеть за притворством преступника и симуляцией истинное лицо нациста. Диалоги построены на документальных записях и воспоминаниях Хёсса.
Фильм разделен на два основных акта: “Ложь” и “Правда”. Если в начале беседы с врачом Рудольф Хёсс притворяется умалишенным, говоря, что просто выполнял приказы и никогда не отправил бы миллионы людей на смерть по собственной инициативе, то после сеанса гипноза начинает со смаком рассказывать о том, как убил приятеля и испытал газ “Циклон Б” на русских военнопленных.
Роль Краснушкина сыграл известный российский актер Александр Рапопорт. Кстати, он сам является психиатром с 50-летним стажем, поэтому прекрасно вжился в роль, создал очень выдержанный образ: с каким канцеляризмом Краснушкин выслушивает Хёсса! Один раз срывается, не желая принимать природу нацизма, но быстро берет себя в руки. Лишь в финальной сцене выражает свои чувства и эмоции, равнозначные отношению зрителя — такой монолог-катарсис: “Что это вообще было такое? Это шок до состояния паралича. Бесчисленное множество приспешников дьявола беспрекословно убедили себя сами, что ликвидация миллионов людей была службой своему отечеству и народу, который якобы исключителен.
Я это делаю для предотвращения подобных ошибок цивилизации в будущем. Чтобы порождение нового поколения не ассоциировалось с плачущей от боли планетой Земля. Вот для чего я прошел сегодня по пути зла.
Твое имя наряду с другими именами нацистов Третьего рейха останется позорным клеймом в истории человечества. Оно станет на века синонимом многомерности зла, которому мы не позволим еще раз восстать из ада”.
Замечательна игра актера из Санкт-Петербурга Федора Шлемова. Он прекрасно смог выразить три состояния преступника: притворство, верность своим идеям и страх перед судом. Голос Хёссу, кстати, подарил чебоксарец Юрий Дыскин.
В одной из сцен Рудольф Хёсс съедает таракана. Прежде чем получился дубль, который вы видите на экране, Федору Шлемову пришлось съесть четыре живых мадагаскарских таракана.
Хочется отметить работу операторов Юрия Стифонова и Виктора Руманова, им удалось, снимая в одной локации, удержать внимание зрителей и показать полную картину происходящего: преследуемые Хёсса галлюцинации, замечания психиатра и его методы работы.
Съемка проходила в камере, воссозданной с точностью до малейших деталей декоратором Юрием Румановым. Но в заключительной сцене новочебоксарцы могут увидеть одно из узнаваемых мест родного города. Какое? Пусть останется интригой.
На протяжении всего фильма появляются архивные исторические кадры холокоста. Бездыханные, изуродованные насильственной смертью тела, застывшие в страхе лица… Да, это вызывает ужас.  Фильм врезается в память жесткими когтями воспоминаний о страшных событиях войны. Является победителем Майкопского, Воткинского и Феодосийского международных кинофестивалей.

Алекс Плат: Это наш гражданский долг

А после просмотра фильма мы встретились с режиссером.
— Как возникла идея? Связана ли она с началом спецоперации?
— Это фильм о том, чего нам стоит ожидать, если мы не переосмыслим собственную жизнь, если не научимся искать в себе симптомы одного из главных героев — Рудольфа Хёсса. Спец­операция, наверное, является неким превентивным ударом по тому, что может произойти в будущем.
Раньше фигуру Рудольфа Хёсса никто так детально не рассматривал. Многие предпочитают о нем просто забыть. Но, на мой взгляд, пришло время раскрыть психотип нациста. Я хотел, чтобы зритель прочувствовал, что такое обесценивание человеческой жизни и насколько это опасно в современном мире.
— В фильме Краснушкину удалось вывести Хёсса на чистую воду благодаря гипнозу.
— У нас нет сомнений в том, что психиатр использовал этот метод с целью разговорить нацистов. Чтобы увидеть, как это выглядело, нам пришлось Федора Шлемова загипнотизировать по-настоящему.
Еще на стадии написания сценария мы с Александром Григорьевичем договорились это сделать. Федор ничего не знал.
Александр Григорьевич ввел его в глубокое состояние транса, и на протяжении 17-19 минут он стоял как вкопанный с поднятой рукой. Вся съемочная площадка была в шоке. То, что вы видите на экране, — реальный сеанс гипноза. На самом деле в истории мирового кино это было сделано в первый раз. Весь кадр, без монтажа, просто в ускоренном темпе, вошел в фильм.
Эта сцена была снята одной из последних. Федор уже вжился в роль, поэтому отвечал на вопросы за Хёсса. Сообщение о проведенном эксперименте он воспринял мужественно, за что я ему очень благодарен.
— Сцены холокоста — документальные кадры, не много ли их в фильме?
— Для многих геноцид — эфемерное понятие. Уничтожение одной нации другой — разве это расскажешь одной фотографией? Я хотел показать досконально, чтобы зрители увидели конц­лагеря в тех объемах, в которых они существовали.
Мне попался иностранный документальный фильм, в котором на протяжении трех часов старики, которые якобы были в Освенциме, рассказывают, что никакого геноцида и холокоста не было, что жили они в лагере хорошо: ели досыта и купались в бассейне. А трубы — так их советские воины поставили, чтобы сделать фотографии. То есть настолько привирается история, что слов нет. Я хотел показать детально, чтобы до атомов дошло, чтобы не возникало никаких иллюзий.
— Мне кажется, если бы было меньше подобных сцен, фильм можно было бы показать подросткам.
— Я считаю, что его можно показывать детям с 16 лет. Но Минкультуры РФ обозначило возрастное ограничение знаком “18+”. На кинофестивале в Воткинске на сеанс пришли 15-летние школьники. Учителя взяли под свою ответственность. За 2,5 часа из 30 человек никто ни разу не вышел.
В Израиле люди старшего поколения рассказывают, что, будучи школьниками, они приезжали в концлагеря в рамках поучительных мероприятий. Им рассказывали о происходивших здесь ужасах, стояла полнейшая тишина. Сегодня молодежь ездит в Освенцим как в Диснейленд, это для них развлечение. Атрофировалось чувство страха. Забыли. Перестали ценить то, что сделали наши предки.
— И все-таки это в первую очередь фильм для взрослых, чтобы они помнили и рассказывали своим детям?
— Да, своеобразная прививка для памяти. Если родители не будут разговаривать об этом со своими детьми, история может повториться. Генетическая ненависть, с которой нацисты обращались к нашему народу, превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Кто-то переписывает историю, но Победа в Великой Отечественной войне нами не обсуждается. Русские много страдали и, наверное, еще пострадают, но в правом деле своих прадедов не сомневаются.
Фильм снимался полностью на частные средства. Я считаю, это наш гражданский долг.


О ФИЛЬМЕ И ГОРОДЕ

Александр РАПОПОРТ:
— У нас возникло желание разобраться в этом скрупулезно и дать людям картину того, что происходило. Чтобы они понимали, насколько это всё лежит сейчас на поверхности и может вспыхнуть в любую секунду где угодно.
Две недели мы жили в “Салампи”, изредка выходили в город. Доброжелательность сегодня достаточно редкое явление, но только не в Новочебоксарске.
Федор ШЛЕМОВ:
— Перед тем как приступить к роли, я попросил благословения на могиле у своего деда Федора Шлемова, в честь которого меня назвали, и у своей до сих пор живущей бабушки по матери Марины Клейнбук, еврейки по национальности.
Я много ездил по России и миру, но в Чувашии никогда не был. Меня впечатлило, какой многонациональный и чистый город Новочебоксарск, насколько здесь живут культурные люди. Уезжал со слезами на глазах, вспоминая фразу из фильма “Старики-разбойники”: “Мы осиротели сегодня”.


  • Новочебоксарцы могут увидеть премьеру 7 и 8 октября в 19.30 в кинозале ДК “Химик” (ул. Винокурова, 12) .
  • В фильме сыграли юные новочебоксарцы Виктор и Платон. Музыку написал 15-летний новочебоксарец Александр Бар.
  • Алекс Плат
  • Александр  РАПОПОРТ
  • Федор ШЛЕМОВ