Прививка для памяти. Новочебоксарцы одними из первых увидят фильм “Нюрнберг. Многомерность зла”
Новочебоксарцы могут увидеть премьеру 7 и 8 октября в 19.30 в кинозале ДК “Химик” (ул. Винокурова, 12) .
В фильме сыграли юные новочебоксарцы Виктор и Платон. Музыку написал 15-летний новочебоксарец Александр Бар.
Много фильмов о Великой Отечественной войне было снято, они всегда полны чувства гордости за своих прадедов, патриотизма, любви к Родине. Говорить о событиях Второй мировой войны мы привыкли в одном ключе — признавая правоту своих предков, понимая, какой ценой досталась нам победа. Проект режиссера из Новочебоксарска Алекса Плата — о зле, с которым пришлось бороться советским солдатам. Я бы назвала фильм достаточно смелым. Вынести на первый план убийцу и не сделать из него героя — сложная задача. Но режиссер с ней справился.
На этой неделе в нашем городе стартовал показ художественно-документального фильма “Нюрнберг. Многомерность зла”. Снят он в Новочебоксарске. И практически вся съемочная группа (за исключением главных героев) — жители Чувашии.
Действие происходит в тюремной камере. Великий советский психиатр Евгений Краснушкин ведет беседу с основателем лагеря смерти Рудольфом Хёссом. Ему удается разглядеть за притворством преступника и симуляцией истинное лицо нациста. Диалоги построены на документальных записях и воспоминаниях Хёсса.
Фильм разделен на два основных акта: “Ложь” и “Правда”. Если в начале беседы с врачом Рудольф Хёсс притворяется умалишенным, говоря, что просто выполнял приказы и никогда не отправил бы миллионы людей на смерть по собственной инициативе, то после сеанса гипноза начинает со смаком рассказывать о том, как убил приятеля и испытал газ “Циклон Б” на русских военнопленных.
Роль Краснушкина сыграл известный российский актер Александр Рапопорт. Кстати, он сам является психиатром с 50-летним стажем, поэтому прекрасно вжился в роль, создал очень выдержанный образ: с каким канцеляризмом Краснушкин выслушивает Хёсса! Один раз срывается, не желая принимать природу нацизма, но быстро берет себя в руки. Лишь в финальной сцене выражает свои чувства и эмоции, равнозначные отношению зрителя — такой монолог-катарсис: “Что это вообще было такое? Это шок до состояния паралича. Бесчисленное множество приспешников дьявола беспрекословно убедили себя сами, что ликвидация миллионов людей была службой своему отечеству и народу, который якобы исключителен.
Я это делаю для предотвращения подобных ошибок цивилизации в будущем. Чтобы порождение нового поколения не ассоциировалось с плачущей от боли планетой Земля. Вот для чего я прошел сегодня по пути зла.
Твое имя наряду с другими именами нацистов Третьего рейха останется позорным клеймом в истории человечества. Оно станет на века синонимом многомерности зла, которому мы не позволим еще раз восстать из ада”.
Замечательна игра актера из Санкт-Петербурга Федора Шлемова. Он прекрасно смог выразить три состояния преступника: притворство, верность своим идеям и страх перед судом. Голос Хёссу, кстати, подарил чебоксарец Юрий Дыскин.
В одной из сцен Рудольф Хёсс съедает таракана. Прежде чем получился дубль, который вы видите на экране, Федору Шлемову пришлось съесть четыре живых мадагаскарских таракана.
Хочется отметить работу операторов Юрия Стифонова и Виктора Руманова, им удалось, снимая в одной локации, удержать внимание зрителей и показать полную картину происходящего: преследуемые Хёсса галлюцинации, замечания психиатра и его методы работы.
Съемка проходила в камере, воссозданной с точностью до малейших деталей декоратором Юрием Румановым. Но в заключительной сцене новочебоксарцы могут увидеть одно из узнаваемых мест родного города. Какое? Пусть останется интригой.
На протяжении всего фильма появляются архивные исторические кадры холокоста. Бездыханные, изуродованные насильственной смертью тела, застывшие в страхе лица… Да, это вызывает ужас. Фильм врезается в память жесткими когтями воспоминаний о страшных событиях войны. Является победителем Майкопского, Воткинского и Феодосийского международных кинофестивалей.
А после просмотра фильма мы встретились с режиссером.
— Как возникла идея? Связана ли она с началом спецоперации?
— Это фильм о том, чего нам стоит ожидать, если мы не переосмыслим собственную жизнь, если не научимся искать в себе симптомы одного из главных героев — Рудольфа Хёсса. Спецоперация, наверное, является неким превентивным ударом по тому, что может произойти в будущем.
Раньше фигуру Рудольфа Хёсса никто так детально не рассматривал. Многие предпочитают о нем просто забыть. Но, на мой взгляд, пришло время раскрыть психотип нациста. Я хотел, чтобы зритель прочувствовал, что такое обесценивание человеческой жизни и насколько это опасно в современном мире.
— В фильме Краснушкину удалось вывести Хёсса на чистую воду благодаря гипнозу.
— У нас нет сомнений в том, что психиатр использовал этот метод с целью разговорить нацистов. Чтобы увидеть, как это выглядело, нам пришлось Федора Шлемова загипнотизировать по-настоящему.
Еще на стадии написания сценария мы с Александром Григорьевичем договорились это сделать. Федор ничего не знал.
Александр Григорьевич ввел его в глубокое состояние транса, и на протяжении 17-19 минут он стоял как вкопанный с поднятой рукой. Вся съемочная площадка была в шоке. То, что вы видите на экране, — реальный сеанс гипноза. На самом деле в истории мирового кино это было сделано в первый раз. Весь кадр, без монтажа, просто в ускоренном темпе, вошел в фильм.
Эта сцена была снята одной из последних. Федор уже вжился в роль, поэтому отвечал на вопросы за Хёсса. Сообщение о проведенном эксперименте он воспринял мужественно, за что я ему очень благодарен.
— Сцены холокоста — документальные кадры, не много ли их в фильме?
— Для многих геноцид — эфемерное понятие. Уничтожение одной нации другой — разве это расскажешь одной фотографией? Я хотел показать досконально, чтобы зрители увидели концлагеря в тех объемах, в которых они существовали.
Мне попался иностранный документальный фильм, в котором на протяжении трех часов старики, которые якобы были в Освенциме, рассказывают, что никакого геноцида и холокоста не было, что жили они в лагере хорошо: ели досыта и купались в бассейне. А трубы — так их советские воины поставили, чтобы сделать фотографии. То есть настолько привирается история, что слов нет. Я хотел показать детально, чтобы до атомов дошло, чтобы не возникало никаких иллюзий.
— Мне кажется, если бы было меньше подобных сцен, фильм можно было бы показать подросткам.
— Я считаю, что его можно показывать детям с 16 лет. Но Минкультуры РФ обозначило возрастное ограничение знаком “18+”. На кинофестивале в Воткинске на сеанс пришли 15-летние школьники. Учителя взяли под свою ответственность. За 2,5 часа из 30 человек никто ни разу не вышел.
В Израиле люди старшего поколения рассказывают, что, будучи школьниками, они приезжали в концлагеря в рамках поучительных мероприятий. Им рассказывали о происходивших здесь ужасах, стояла полнейшая тишина. Сегодня молодежь ездит в Освенцим как в Диснейленд, это для них развлечение. Атрофировалось чувство страха. Забыли. Перестали ценить то, что сделали наши предки.
— И все-таки это в первую очередь фильм для взрослых, чтобы они помнили и рассказывали своим детям?
— Да, своеобразная прививка для памяти. Если родители не будут разговаривать об этом со своими детьми, история может повториться. Генетическая ненависть, с которой нацисты обращались к нашему народу, превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Кто-то переписывает историю, но Победа в Великой Отечественной войне нами не обсуждается. Русские много страдали и, наверное, еще пострадают, но в правом деле своих прадедов не сомневаются.
Фильм снимался полностью на частные средства. Я считаю, это наш гражданский долг.
О ФИЛЬМЕ И ГОРОДЕ
Александр РАПОПОРТ:
— У нас возникло желание разобраться в этом скрупулезно и дать людям картину того, что происходило. Чтобы они понимали, насколько это всё лежит сейчас на поверхности и может вспыхнуть в любую секунду где угодно.
Две недели мы жили в “Салампи”, изредка выходили в город. Доброжелательность сегодня достаточно редкое явление, но только не в Новочебоксарске.
Федор ШЛЕМОВ:
— Перед тем как приступить к роли, я попросил благословения на могиле у своего деда Федора Шлемова, в честь которого меня назвали, и у своей до сих пор живущей бабушки по матери Марины Клейнбук, еврейки по национальности.
Я много ездил по России и миру, но в Чувашии никогда не был. Меня впечатлило, какой многонациональный и чистый город Новочебоксарск, насколько здесь живут культурные люди. Уезжал со слезами на глазах, вспоминая фразу из фильма “Старики-разбойники”: “Мы осиротели сегодня”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати