Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Предприятие обанкротилось, судебное решение не исполнено

0

Третий год житель Новочебоксарска Сергей Левашкин ходит по инстанциям и пытается добиться исполнения решения суда о возмещении причиненного морального вреда. Пока безуспешно.

В конце ноября 2012-го в дорожно-транспортном происшествии погибла его жена. Водитель рейсового ПАЗа, следовавшего в светлое время дня по автодороге из поселка Сурское в направлении Чебоксар, проигнорировал знак “Скольз­кая дорога”, не сбавил скорость, в результате автобус с пассажирами занесло, и он опрокинулся в кювет. Супруга Левашкина получила телесные повреждения, несовместимые с жизнью, от которых скончалась. Ситуацию усугубило и то, что и сам шофер, и люди в салоне не были пристегнуты ремнями безопасности.
Районный суд признал водителя ПАЗа виновным в ДТП и смерти пассажира и приговорил к трем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
В ходе расследования уголовного дела муж погибшей женщины, ее несовершеннолетняя дочь и мать проходили в качестве потерпевших. Однако исковое заявление о компенсации морального вреда они к водителю не предъявляли, поскольку посчитали, что в данном случае ответ­ственность должен нести не осужденный, а работодатель — ООО “АТЦ-1”.
Дело о компенсации рассматривалось в граждан­ском судопроизводстве по иску потерпевших к ответчику — ООО “АТЦ-1”.
Тут следует пояснить: в соответствии с Граждан­ским кодексом РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе использованием транспорт­ных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Суд признал: истцам причинены моральные и нрав­ственные страдания, вызванные потерей дочери, матери, супруги. И решил, исходя из требований разумности и справедливости, взыскать с ООО “АТЦ-1” в пользу матери в счет компенсации морального вреда 600 тысяч рублей, дочери — 500 тысяч, мужа — 700 тысяч. Итого в сумме 1 млн 800 тысяч рублей.
Свое решение судебный орган вынес 10 октября 2013 года. Исполнительные листы принял к производству Чебоксарский районный отдел судебных приставов. К сожалению для потерпевших, ни один из них исполнить не получилось. Ответчик оказался банкротом. Судебному приставу-исполнителю ничего не оставалось делать, как вынести постановления об окончании исполнительного производства. 6 июня 2014 года дела были закрыты и переданы в архив.
С.Левашкин обратился в Управление экономиче­ской безопасности и противодействия коррупции МВД России по Чувашии с письменной просьбой проверить наличие в действиях учредителей и руководителей ООО “АТЦ-1” признаков преступлений, предусмотренных статьями 195 и 196 УК РФ. Полицейские провели по заявлению проверку, состава преступлений не установлено, в возбуждении уголовного дела было отказано.

Комментарий

Руководитель правозащитной организации “Щит и меч” Алексей Глухов:
— С возмещением вреда здоровью в результате ДТП зачастую возникают проблемы. Бывают исключения, когда виновник буквально продает последнюю рубаху и оказывает всяческую финансовую помощь пострадавшему или его родственникам. Но в основном виновники ДТП лишь выплачивают небольшие суммы, используя в суде это как смягчающее обстоятельство, а еще чаще не платят, отправляясь в колонию, и выплачивают в месяц смешные суммы.
Другое дело, когда ДТП совершено водителем, который является работником предприятия. В этом случае потерпевшие встают перед выбором — к кому предъявлять требование о возмещении вреда. Понимая, что с виновника получить те или иные средства будет тяжело, как правило, в качестве ответчика выбирают работодателя. Но тут есть большая ловушка — если работодатель это небольшое предприятие с уставным капиталом 10 тысяч рублей, то учредитель этой фирмочки может принять решение о ликвидации или банкротстве.
Совет всем жертвам ДТП — обращаться с гражданским иском к виновнику и работодателю еще в рамках расследования уголовного дела и требовать от следователей принятия обеспечительных мер по аресту как транспортного средства, так и иного имущества.