Почему наши обочины в крестах, а кюветы в кустах?

2 сентября 2017 г. Дорога Р158 в Мордовии после дождя.  Обочина сделана из 50 см асфальта и 1,5 м укрепленной асфальтощебеночной смеси, установлен желобок, на обочинах и в кюветах трава скошена, кустов и деревьев нет.  Почему наши обочины в крестах,  а кюветы в кустах? Хватит погибать на дорогах! дороги

2 сентября 2017 г. Дорога Р158 в Мордовии после дождя. Обочина сделана из 50 см асфальта и 1,5 м укрепленной асфальтощебеночной смеси, установлен желобок, на обочинах и в кюветах трава скошена, кустов и деревьев нет.

2 сентября 2017 г. Дорога Чебоксары—Сурское (Р231) после дождя. Линия разметки 1.2 нанесена ювелирно прямо по краю асфальтового покрытия.Почему наши обочины в крестах,  а кюветы в кустах? Хватит погибать на дорогах! дороги

2 сентября 2017 г. Дорога Чебоксары—Сурское (Р231) после дождя. Линия разметки 1.2 нанесена ювелирно прямо по краю асфальтового покрытия.


0

Вот и закончилось время летних отпусков, оставив нам в наследство впечатления, которыми хочется поделиться. Мои две недели прошли практически по-радищев­ски — в путешествии из Чебоксар в Сочи и обратно.

Налоги на дороги
Главное впечатление этого лета — я ехала, ощущала, видела и понимала, куда идут наши транспортные и бензиновые налоги.
Дороги: замечательные, ровные, оборудованные и с новой разметкой.
В Воронежской области великолепные трассы не раз вызывали слова благодарности как строителям, так и сотрудникам ГИБДД и обслуживающим дорожным организациям.
М4 по территории Ростов­ской области и Краснодарского края соответствовала высокому достатку житниц России. Молодцы!
Сочинский серпантин заставил меня поверить, что с каждым годом у нас в России дороги будут все лучше и лучше. Ведь ни для кого не секрет, что разговоры о том, что всё в Сочи сделано только для Олимпиады, а потом захиреет и через пару-тройку лет от былого великолепия не останется и следа, велись не только на кухнях, но частенько раздавались и с гораздо более высоких трибун.
161 км Сочинского серпантина, к 2014 году превращенного на народные деньги из дороги смерти в спокойную, вполне проходимую трассу высокой сложности, не только поддерживается в идеальном состоянии (ни одной выбоины или трещины мы не встретили), но с каждым годом становится для автомобилистов комфортнее.
В дополнение к расширенным полосам и обочинам увеличено количество карманов для остановки и отдыха водителей, по всей трассе установлены ограждения вдоль дороги — настоящие и надежные, препят­ствующие сходу в пропасть, места камнепада затянуты сеткой. За такой серпантин низкий по­клон!

Владимир ПУТИН:
— Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет и на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России.

 

Не спеши, водитель
Социальная реклама, которая звучит на всех радиостанциях в каждой машине: “ГИБДД  Краснодарского края сообщает — до моря 200 км. Водитель, не спеши, отдохни! 80% аварий на дорогах края происходит из-за усталости водителей!”, я уверена, спасла много жизней. Мы в течение поездки не видели ни одной серьезной аварии.
Хотя безаварийная езда в этом году на пути к Черному морю удалась не всем. Разночтение применяемых норм как конструктивных элементов дорог, так и знаков обеспечения безопасности дорожного движения на территории одной страны удивляет.
Ни для кого не секрет, что автомобилист из центрального или поволжского региона России при отсутствии знаков приоритета, установленных перед въездом на перекресток с круговым движением, посчитает движение по кольцу главным и тем самым рискует попасть в ДТП. Потому что в неурбанизированных районах Ростовской области, Краснодарского края и Тамани знаков приоритета проезда перед круговыми перекрест­ками нет, и местные жители считают главными въезжающих на круг. Бьются машины, благо скорости невелики, как правило.
В лесистой части Мордовии и в Пензенской области автолюбитель должен быть начеку — дорога извилистая, плохо просматриваемая. Но практически на всей протяженности имеет прерывистую разметку. И риск словить лобовую с автомобилем, выехавшим на обгон за поворотом, на этом участке очень высок.

Качество и эффективность
Наша дорога Чебоксары— Сурское, единственная транспортная артерия, соединяющая Чебоксары не только с пятью районами Чувашии (Красноармейский, Вурнар­ский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский), но и с соседними регионами — Мордовией и Ульяновской областью, в этом году тоже изменилась в лучшую сторону.
Крутой поворот за селом Калинино полностью отремонтирован, от Порецкого до Алатыря  заменено асфальтовое покрытие проезжей части дороги, закончены работы по реконструкции мостов на подъезде к Калинино и Алатырю.
Всего в 2017 году по программе “Безопасные и качественные дороги” в Чувашии отремонтировано и построено 95 км автомобильных дорог на сумму 1 млрд 250 млн рублей: 53 дороги, в том числе 27 в Чебоксарах, 15 в Новочебоксарске, 10 в Чебоксарском районе и одна дорога в Моргаушском районе. Еще в феврале этого года на встрече с представителями местного отделения ОНФ Глава Чувашии Михаил Игнатьев подчеркнул, что “необходимо повысить эффективность расходования бюджетных средств, предназначенных на дорожное строительство и содержание автодорог, а также улучшить качество выполнения госконтрактов в этой сфере”.

Две большие разницы
Дорога Чебоксары—Сур­ское, безусловно, стала лучше, но есть у трассы отличительная особенность, которую мы в этом году не встретили ни в одном регионе России — глиняные обочины и заросшие кюветы.
Своей малой родиной хочется гордиться, всегда кажется, что у нас точно лучше всех. По дорогам пока не получается сравняться не только с богатыми регионами — Воронежем, Ростовом и Краснодарским краем.
Дороги соседней Мордовии оставляют очень хорошее впечатление — ровные, отремонтированные, без колейности, серьезных выбоин и трещин. На придорожных полосах трава везде скошена, нет кустов и дикого подлеска.
Обочины — без опаски заезжай и отдыхай. Асфальт на них уложен шириной 50 см, как и положено по Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52399-2005. А укрепленная обочина в самом деле является укрепленной и состоит из щебенки, залитой вязким битумом, или укатанной асфальтощебеночной смеси.
Что особенно восхитило — для предотвращения подмывания твердого покрытия дороги во время дождей и таяния снега даже на самых маленьких уклонах (о глубине наших оврагов в Мордовии даже представления не имеют!) по прилегающим полосам укрепленной обочины устроены желоба.


Глиняные ювелиры
Почему у нас на дороге Чебоксары—Сурское не так? На всем протяжении этой трассы асфальтовое покрытие уложено ровно до конца проезжей части. Приходится удивляться ювелирному мастерству дорожников, которые наносят разметку 1.2 ровно по краю проезжей полосы и, как результат, по краю асфальтового покрытия.
Определение Национального стандарта “укрепленная обочина” нашими дорожниками понято на свой лад. И вместо разрешенных к применению асфальтощебеночных смесей, фракций щебенки и битумов разной степени вязкости на дороге Чебоксары—Сурское по­всеместно использована глина. Самая обычная, которую не только нельзя назвать твердым или укрепленным покрытием, но от нескольких капель дождя она становится скользким вязким кошмаром для любого водителя, решившего остановиться на обочине, чтобы залить стеклоомывающую жидкость или передохнуть.
Возникает вопрос: “Почему надзорные ведомства, общественные организации и ОНФ при проверке качества дорог оценивают только проезжую часть? Ведь согласно действующим техническим требованиям, регламентам, ГОСТам, СНиПам обочина — это часть дороги, предназначенная для заезда автомобилей в целях обеспечения безопасности движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий, а также остановки”.

Техрегламент глину не регламентирует
В перечне разрешенных к применению материалов для строительства дорог Техниче­ского регламента ТР ТС 014/2011 глины найти не удалось. А ведь этим Техническим регламентом устанавливаются минимальные требования к обеспечению безопасности дорог.
Обратите внимание: основное назначение обочины — обеспечение безопасности и предотвращение ДТП. Глиняная же обочина не только не обеспечит безопасность и не предотвратит ДТП, но и увеличивает опасность развития худших последствий при ДТП в десятки раз. Попав на скользкую глиняную обочину, машина, как по маслу, отправится в кювет, где с распростертыми объятиями несчастного водителя поджидают заросли кустов и молодых деревьев. Для усиления эффекта. Чтобы наверняка.
Какой совет дают водители со стажем чайникам на дороге Чебоксары—Сурское? Правильно — не зацепи обочину! Вот меня и зацепило: “Почему наши обочины в крестах, а кюветы в кустах?” И кто ответит: “Где наши обочины?”
 

P.S. Первая победа
Как и положено, для компетентных комментариев фотографии автодорог, использованные в этой статье, были отправлены специалистам. Подробно расспросив, устно оценив: “Полное безобразие!”, наши предполагаемые комментаторы больше на связь не вышли.
Но на автодороге Чебоксары—Сурское были убраны все кресты, в кюветах около Шумерли вырублены кустарник и подлесок, разбитую глину обочин “пригладили” грейдером. Маленькая, но победа.

***

В статье использованы термины, определения и технические требования:
• Технического регламента ТР ТС 014/2011 “Безопасность автомобильных дорог”,
• Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52399-2005 “Геометрические элементы автомобильных дорог”,
• Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы”,
• СНиП 2.05.02-85 “Свод правил. Автомобильные дороги”,
• ФЗ 257 “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации”.

 

Комментируют специалисты:

На следующий день после выхода статьи "Почему наши обочины в крестах, а кюветы в кустах?" "Грани" получили комментарий специалистов кафедры "Строительства автомобильных дорог и инженерной экологии" Чебоксарского ф-ла МАДИ (Московский автодорожный институт), в котором подтверждено, что сравнение между соседними участками дорог Р 158 (Мордовский участок) и Р231 (Чувашский участок) не в пользу нашей дороги Р231 Чебоксары-Сурское.

"...На фотографии Р158 (Мордовский участок) хорошо просматривается проезжая часть с разделительной полосой движения и краевая полоса от кромки проезжей части. Обочина укреплена, возможно, асфальтогранулятом. По фотографиям можем предположить, что строительство данного участка дороги  полностью соответствует СНиП 2.05.02-85.

На фотографии и Р 231 (Чувашский участок, а/д "Чебоксары- Сурское")  просматривается проезжая часть с примыкающей дорогой. Из-за атмосферных осадков разделительная полоса и краевая полоса от кромки проезжей части не просматриваются. На обочине видны лужи воды, это дает возможность предположить, что отвод воды от атмосферных осадков происходит медленно от установленных норм и правил... "

К сожалению, специалисты не смогли увидеть на фотографии дороги Р231 Чебоксары- Сурское элементы наших обочин "из-за причины атмосферных осадков". Но, в Чувашии дожди идут не 365 дней в году, и ответственные за строительство и эксплуатацию дорог ведомства могут убедиться в наличии требуемых обочин лично, проехав по 241 километру автодороги Р231 "Чебоксары-Сурское. Желательно - до снега, который скроет всё что есть и чего нет.

Благо, специалисты кафедры "Строительства автомобильных дорог и инженерной экологии" Чебоксарского ф-ла МАДИ указали ведомство, которому принадлежит дорога Р231 "Чебоксары-Сурское"- Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР, а так же ответственное ведомство за состояние этой дороги "... Оценкой состояния федеральной категории автодорог занимается ФДА (федеральное дорожное агентство). Региональные и межмуниципальные участки пути закрепляются за органом исполнительной государственной структуры РФ."

О том, какие мероприятия будут проведены на автодороге Р231 Чебоксары-Сурское для обеспечения обязательных технических требований безопасности дорожного движения и дальнейшем развитии событий "Грани" сообщат по мере поступления информации.

 

Любовь Шипеева
  • 2 сентября 2017 г. Дорога Р158 в Мордовии после дождя.  Обочина сделана из 50 см асфальта и 1,5 м укрепленной асфальтощебеночной смеси, установлен желобок, на обочинах и в кюветах трава скошена, кустов и деревьев нет.
  • 2 сентября 2017 г. Дорога Чебоксары—Сурское (Р231) после дождя. Линия разметки 1.2 нанесена ювелирно прямо по краю асфальтового покрытия.

Комментарии

Изображение пользователя Nowak.

На следующий день после выхода статьи "Почему наши обочины в крестах, а кюветы в кустах?" "Грани" получили комментарий специалистов кафедры "Строительства автомобильных дорог и инженерной экологии" Чебоксарского ф-ла МАДИ (Московский автодорожный институт), в котором подтверждено, что сравнение между соседними участками дорог Р 158 (Мордовский участок) и Р231 (Чувашский участок) не в пользу нашей дороги Р231 Чебоксары-Сурское. "...На фотографии Р158 (Мордовский участок) хорошо просматривается проезжая часть с разделительной полосой движения и краевая полоса от кромки проезжей части. Обочина укреплена, возможно, асфальтогранулятом. По фотографиям можем предположить, что строительство данного участка дороги  полностью соответствует СНиП 2.05.02-85. На фотографии и Р 231 (Чувашский участок, а/д "Чебоксары- Сурское")  просматривается проезжая часть с примыкающей дорогой. Из-за атмосферных осадков разделительная полоса и краевая полоса от кромки проезжей части не просматриваются. На обочине видны лужи воды, это дает возможность предположить, что отвод воды от атмосферных осадков происходит медленно от установленных норм и правил... " К сожалению, специалисты не смогли увидеть на фотографии дороги Р231 Чебоксары- Сурское элементы наших обочин "из-за причины атмосферных осадков". Но, в Чувашии дожди идут не 365 дней в году, и ответственные за строительство и эксплуатацию дорог ведомства могут убедиться в наличии требуемых обочин лично, проехав по 241 километру автодороги Р231 "Чебоксары-Сурское. Желательно - до снега, который скроет всё что есть и чего нет. Благо, специалисты кафедры "Строительства автомобильных дорог и инженерной экологии" Чебоксарского ф-ла МАДИ указали ведомство, которому принадлежит дорога Р231 "Чебоксары-Сурское"- Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР, а так же ответственное ведомство за состояние этой дороги "... Оценкой состояния федеральной категории автодорог занимается ФДА (федеральное дорожное агентство). Региональные и межмуниципальные участки пути закрепляются за органом исполнительной государственной структуры РФ." О том, какие мероприятия будут проведены на автодороге Р231 Чебоксары-Сурское для обеспечения технических требований безопасности дорожного движения и дальнейшем развитии событий "Грани" сообщат по мере поступления информации.
Изображение пользователя Fedorov Sergey.

Справедливости ради отмечу, что мордовский участок автодороги Р158 реконструировался совсем недавно, не прошло и 10 лет, а чувашский участок за эти годы практически не реконструировался, только в прошлом году был выполнен ремонт 10-ти км дороги в Алатырском районе на границе с Порецким районом. На остальной части дороги только каждый год выполняется ямочный ремонт. Но основная проблема в том, что в Алатырском рйоне Чувашии либо практически не выполняются, либо ведутся со значительным опозданием, работы по летнему и зимнему содержанию автодороги Чебоксары-Сурское и каждую зиму на этой дороге лежат снежные переметы через дорожное полотно и ширина проезжей части сильно сужена, так что разъезжаться приходится со встречным потоком в считанных сантиметрах.