Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Ошибки, которые мы позволяем совершать

Задача родителей не спасать детей от ошибок, а помочь правильно интерпретировать полученный опыт, сделать выводы. Ошибки, которые мы позволяем совершать Школа родителей

Задача родителей не спасать детей от ошибок, а помочь правильно интерпретировать полученный опыт, сделать выводы.

Наталья ЗАХАРОВА, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Новочебоксарска:Ошибки, которые мы позволяем совершать Школа родителей

Наталья ЗАХАРОВА, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Новочебоксарска:

Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20 Новочебоксарска, депутат НГСДОшибки, которые мы позволяем совершать Школа родителей

Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20 Новочебоксарска, депутат НГСД

Виктор КАРЛИНОВ, священник Собора святого равноапостольного князя ВладимираОшибки, которые мы позволяем совершать Школа родителей

Виктор КАРЛИНОВ, священник Собора святого равноапостольного князя Владимира


0

Приходит время, когда родители должны вытолкнуть своего подросшего птенца из теплого и уютного семейного гнезда для самостоятельного полета. И это большая радость — наблюдать, как уверенно расправляют крылья наши подросшие птенцы, как круг за кругом взмывают все выше и выше.

 

Каким будет его полет по жизни, зависит от нас, родителей. Какой опыт ребенок получил рядом с нами? Умеет ли он летать в штиль и в бурю, камнем падать на добычу и мягко приземляться, взлетать снова после неудачного падения, парить в вышине, экономя силы, или стелиться у самой травы, уходя от охотников?
У детей к моменту выхода в жизнь есть только тот опыт, который они получили в семье. Все мы родом из детства.
“Па-ма-ги-ти!” —  кричит четырехлетний малыш, пытаясь одолеть последнюю ступеньку горки. И мама несется спасать своего малыша, лишая его возможности победить. Победить последнюю ступеньку, победить самого себя, получить опыт победы и преодоления. Ведь так и будет на маму надеяться потом во взрослой жизни. Все начинается с мелочей.
“Бабуля, я всё!” — кричит большой уже мальчишка из туалета. Надо понимать, что в бабулины обязанности входит подтереть ему попу. Доколе?
А сколько раз дети пытались помочь по хозяйству? Посуду помыть, пол протереть, да мало ли что они видели у своих пап, мам. А сколько раз им позволили сыграть в эту интересную игру взрослые? 
Никто не учится на чужих ошибках — только на своих! Дети тоже. Право на ошибку — неотъемлемая, необходимая часть любого процесса обучения! Только так приобретается опыт. Задача родителей — не спасать детей от ошибок (от опыта), а помочь правильно интерпретировать полученный опыт, сделать выводы. Мало того, желательно не только использовать возникающие ситуации, а иногда создавать их искусственно. И объяснять!
Проблема не в том, что дети что-то портят, ломают, делают недостаточно на ваш взгляд хорошо, проблема в том, как к этому относятся родители. Дети регулируют свое поведение, делают выводы, глядя на реакцию родителей.
Можно ведь по-другому. Можно развернуть свой взгляд на достоинства, рассказать о том, что у ребенка получилось. Искать, буквально выискивать сильные стороны своего ребенка и рассказывать ему о них. Хвалить за дело, за попытку, пусть даже неудачную. Сказать, что в другой раз обязательно получится. Помочь, только если попросит, не забирая себе его результат. Он дался ему через усилие, и этим он ценен для него. 
Что мешает? Страх. Это из страха мы, родители, устраиваем тотальный контроль (“Выйдешь из школы — позвони, дойдешь до дома — позвони”), отслеживаем передвижение детей с помощью мобильных приложений, дарим на день рождения часы, которые шпионят за нашими детьми.
Боимся испортить похвалой или лаской, боимся, что не справится, не сделает как надо (как нам надо), сделаем все за него (это про уроки), не позволим совершить ошибку, отберем у ребенка его ответственность и не дадим получить ему опыт (его личный опыт). Наш страх, бывает, маскируется заботой о ребенке и даже любовью. Сильно любим, поэтому переживаем. 
А если попробовать наоборот? Люблю, поэтому верю, что справишься сам. Люблю, поэтому доверяю и горжусь твоими успехами. Люблю и именно поэтому позволяю совершать ошибки, позволяю получить опыт, который будет так необходим тебе во взрослой жизни. В твоей взрослой жизни.
Дмитрий ЛЕПЕШКИН, семейный психолог

 

НАШ ОПРОС

Детские шалости 

“А какие ошибки вы совершали в детстве?” — спросили мы нескольких новочебоксарцев. И вот какие ответы получили.

Наталья ЗАХАРОВА, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Новочебоксарска: 
— Было это, помню, в седьмом классе. В школе я училась на отлично, но однажды не выучила домашнее задание по английскому языку. Чтобы избежать двойки в дневнике, сказала учительнице, что забыла дневник дома, а сама спрятала его в парту. К концу урока благополучно об этом забыла.
После урока учительница проверяла парты и обнаружила мой дневник. За обман выставила мне двойку не только в дневник, но и в журнал. Это было начало третьей четверти, и все три месяца, что она длилась, эта двойка мозолила мне глаза. В результате я поняла две вещи: что тайное всегда становится явным и что грядущие неизбежные неприятности лучше встречать с открытым забралом. Ну и что уроки нужно учить, но это я и так всегда знала. 

Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20 Новочебоксарска, депутат НГСД: 
— Признаюсь, детство у меня было хулиганистое. Жили мы в деревне, мои родители воспитывали пятерых сыновей. Отец был строгий, случалось, и ремнем наказывал за проступки. А их было предостаточно. Бывало, вместо уроков с друзьями могли пойти разгружать вагон на станции, чтобы подзаработать. Однажды, помню, заигрались в футбол на школьном стадионе во время большой перемены и пропустили половину следующего урока. Конечно, за это попало, и довольно сильно. Я уверен, что какие-то ошибки в юном возрасте неизбежны, и с этим нужно просто смириться.

Виктор КАРЛИНОВ, священник Собора святого равноапостольного князя Владимира: 
— Сейчас я уже сам дедушка и вижу, что жизнь человека по большей части состоит из небольших шагов — поступков. Каждый из них сам по себе не выглядит ошибочным или верным, но ведет к определенным последствиям. Если ты чувствуешь, что путь заводит тебя не туда, то нужно постараться исправить это. Главное — избегать шагов, последствия которых будут непоправимыми.
Пока ребенок мал, за него решают родители, они и видят дальше, и понимают больше. Потому и дается заповедь человеку почитать отца и мать. Те же в свою очередь должны наставить чадо, лучше всего своим примером. Каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочь не наступали на те же грабли, если и совершали ошибки, то свои, а не повторяли родительские.
В моей жизни были разные периоды: детство, как и у всех ровесников, прошло на улице. Я работал на заводе, потом пришел к служению, но ни про один из периодов я бы не сказал, что это была ошибка. Это была и есть жизнь.
Опрос провел Андрей СЕРГЕЕВ

  • Задача родителей не спасать детей от ошибок, а помочь правильно интерпретировать полученный опыт, сделать выводы.
  • Наталья ЗАХАРОВА, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Новочебоксарска:
  • Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20 Новочебоксарска, депутат НГСД
  • Виктор КАРЛИНОВ, священник Собора святого равноапостольного князя Владимира

 Похожие публикации