Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Они подарили миру свободу, а государство не в состоянии подарить им машину?

Фото Валерия БАКЛАНОВА.Они подарили миру свободу,  а государство не в состоянии подарить им машину? участник ВОв

Фото Валерия БАКЛАНОВА.


0

Наша беседа с Иваном Адамовичем Муковозом началась с вопроса: откуда такая необычная фамилия? Он пояснил, что его предки когда-то жили в Белоруссии, сам же он родился на Дальнем Востоке в Хабаровском крае. В семье было семеро детей. Когда отца в 1936-м забрали, Ивану шел 11-й год, а самому младшему его брату было девять месяцев. Через год на поиски кормильца, оставив семерых на бабушку, отправилась мать. И больше дети родителей не видели, их заменила бабушка.

Когда началась война, на фронт отправился старший брат, окончивший железнодорожное училище.
— Он возил грузы на фронт, — рассказывает Иван Адамович. — Потом второй брат ушел, так случилось, что попал в плен, бежал. Прошел Венгрию, Югославию, к своим добирался. Меня призвали в 43-м, семнадцать с половиной мне было.
Сначала молодого бойца обучали в артиллерийской школе, через год новобранцев решили отправить на Южный фронт, довезли до озера Байкал, где после трех суток ожидания их отправили назад на Дальний Восток, на войну с Японией.
— Погрузили нас в Находке, а высадили в Корее, — продолжает он. — С освободительной миссией дошли до 38-й параллели — границы между Южной и Северной Кореей. На этом пути был ранен в ногу, пулю-то извлекли, а настоящего лечения не получил, уже будучи здесь, в Новочебоксарске, в 76-м году от гноя рану “освобождали”.
А тогда наводчик орудия стал служить на границе. Со стороны Южной Кореи ее охраняли американцы, Северной Кореи — русские. Были ли стычки?
— Нет, все спокойно происходило, — отвечает Иван Адамович. — Мне пришлось даже пообщаться с одним американским солдатом русского происхождения: отец его после революции выехал вместе с семьей в Америку, приобрел завод. Так вот он рассказал, что тут на фронте американцы защищены, имеют работу, а вот вернутся на родину и многие ее лишатся. Ему это не грозит, отец предоставит.
А еще наших бойцов поражала дисциплина в рядах американцев. Подходило время окончания несения дежурства, они ставили винтовки и отправлялись на отдых. И не важно, появлялся ли на смену другой часовой, чего никак не могли допустить русские.
Через два года дивизию, в которой служил Иван, после того как русские обучили корейцев, передали им оружие, вернули на Дальний Восток. Здесь продолжилась его служба. Домой он прибыл лишь в мае 1950 года. Выучился на электрика, довелось ему потрудиться на Волгоградской ГЭС, в Дзержинске на заводе, а когда из газеты узнал о наборе рабочих на строительство Чебоксарской ГЭС, недолго думая отправился в молодой город. Тут он проработал до самой пенсии.
И когда уже наш разговор подходил к концу, ветеран поделился своей проблемой. Дело в том, что согласно Федеральному закону “О ветеранах” нуждающемуся участнику войны ранее предоставляли машину либо денежную компенсацию вместо нее. И.Муковоз обратился с этим вопросом в отдел социальной защиты населения Новочебоксарска, когда, мол, он сможет получить денежную компенсацию, так как водить машину из-за раненой ноги не получится. Ему пояснили, что действие данного закона прекращено.
“Действительно, автомобили и компенсация за автотранспорт после 2005 года предоставлялись инвалидам войны, которые по медицинским показаниям встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года и не реализовали свое право на их получение, — пояснил начальник отдела соцзащиты населения В.Кочетов. — Данная льгота согласно внесенным изменениям в закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ отменена, и с указанной даты такие показания инвалидам не определяются”.
Мягко говоря, подобное решение вызывает непонимание. Ряды участников Великой Отечественной войны тают с каждым днем, здоровье инвалидов с годами все ухудшается, и им необходим транспорт хотя бы ездить в больницу либо деньги на оплату такси. Неужели они, подарившие миру свободу, не достойны машины?!

  • Фото Валерия БАКЛАНОВА.