Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Олег Улангин: Предпочитаю договариваться, а не командовать

Олег Улангин:  Предпочитаю договариваться, а не командовать

Начальник архитектурно-градостроительного управления Новочебоксарска Олег Улангин


1

На днях начальник архитектурно-градостроительного управления Новочебоксарска Олег Улангин собирается оставить пост руководителя АГУ и снова сосредоточиться на обязанностях главного художника Новочебоксарска.

— Олег Аркадьевич, с чем связан переход?
— Только сейчас, оглядываясь назад, с удивлением понимаю, что многое, чем прежде занимался, связано с моей сегодняшней деятельностью по благоустройству или ей помогает. Когда учился на худграфе, меня интересовали вопросы цветоведения, как краски “живут” друг с другом, как достигается цветовая гармония. По­строению картины, ее структуре я также уделял много внимания. В армии приходилось, применяя чудеса изобретательности и фантазии, из подручного материала изготавливать различные объекты наглядной агитации.
Работа в РНМЦ дала хороший опыт организаторской деятельности. Вы даже не представляете, как интересно придумывать и изготавливать книгу! Причем любую, не важно даже, с картинками или без. Кстати, очень много дала работа по придумыванию нового бренда газеты “Хыпар”.
— Помните свои первые шаги в должности главного художника?
— Тогда, шесть лет назад, в городе только зарождалась наружная реклама. Моя предшест­венница Наталья Попова начала разрабатывать нормы, которым в Новочебоксарске должны были соответствовать рекламные конструкции. Первое, к чему приступил, — продолжил Наташину работу по разработке Правил размещения средств наружной рекламы в Новочебоксар­ске. Очень важно любой процесс, связанный с жизнью города, вести, не допуская промахов и ошибок, тем более в самом начале. Второе, чем пришлось заниматься, —  вывески. Руководители некоторых предприятий торговли с удивлением узнали, что к вывескам применимы не только правила орфографии, но и эстетиче­ские требования. Оказывается, в темное время суток вывески должны быть освещены...
За минувшие годы в Новочебоксарске многое сделано, чтобы привести в порядок вывески, интересно оформить витрины, обустроить прилегающие к предприятиям территории. Однако образцов высокого оформительского искусства в этой области пока мало. Причины банальны — жалко денег и зачастую невысокая культура заказчиков. Да и исполнители иногда считают: мол, и так сойдет. Затем наступила жаркая пора подготовки к празднованию 45-летия Новочебоксарска.
— Как же из художников перешли в чиновники?
— Так получилось, что с момента образования нового муниципального учреждения “Архитектурно-градостроительное управление Новочебоксарска” в ноябре 2007 года возглавить его пришлось мне. Главный архитектор города, который должен был стать начальником, перешел на другую работу. По договоренности, что мое назначение временное, до того, как найдется подходящая кандидатура, я взялся за гуж. Недавно состоялся конкурс, и на будущей неделе новый руководитель АГУ  приступит к работе.
Все это время мы, конечно, не сидели сложа руки, ожидая нового начальства. Необходимо было продолжать оказывать целый комплекс муниципальных услуг, закрепленных за нашим учреждением, одновременно решать организационные вопросы, подбирать дополнительные кадры. Год назад к функциям градостроительства, геодезических работ добавилось благоустройство: содержание, реконструкция и строительство дорог, озеленение, курирование капитального ремонта жилых домов.
Сегодня спектр деятельности АГУ весьма широк: разработка проектов планировки новых микрорайонов, подготовка документации по строительству,  перепланировка квартир, стрижка газонов, дорожная разметка — все вопросы не перечислишь. “Корабль” АГУ выправился и без крена уверенно продолжает плавание. Конечно, это невозможно без самоотверженной работы каждого в коллективе. Фраза, может, затертая, но по-другому не скажешь. Хочу поблагодарить всех 27 человек, а именно столько в АГУ сотрудников, за плодотворную работу.
— В Новочебоксарске начаты несколько значимых для города проектов: рекон­струкция аллеи Славы, приведение в порядок набережной, ельниковского оврага, бульвара Зеленого... Идеи по благоустройству этих и других территорий не зачахнут на корню?
— После моего перехода на должность главного художника города?  Конечно, нет, и по нескольким причинам. Во-первых, работа над проектами благоустрой­ства будет входить в мои обязанности. Во-вторых, они значимы для всех горожан.
Благоустройство ельниковского оврага пока из-за кризиса заморожено и находится на стадии эскизного проекта. Однако мы к нему обязательно вернемся, поскольку негоже в центре города, возле Соборной площади, иметь такую неухоженную территорию. Тем более что уже разработана концепция благоустройства оврага (она предшествует эскизному проекту), то есть уже знаем, что именно хотим видеть на данном участке. Проведена инвентаризация растительности в овраге. Мы имеем представление, сколько деревьев и кустарников и каких пород здесь растут, в каком они состоянии. Какие подлежат вырубке, а какие нужно оставить.
То же касается и набережной. Сейчас мы работаем над проектом благоустройства верхней набережной, есть наработки по планируемой там дороге. Она позволит разгрузить дворовый проезд между улицами Винокурова и Парковой, который автомобилисты превратили чуть ли не в улицу с двусторонним движением. Это создает неудоб­ства жильцам, а главное —  опасно для учеников школы № 10.
— В последние годы придуманы и воплощены в жизнь несколько интересных  идей. Например, вертикальные клумбы.
— Точнее, вертикальные цветочные контейнеры. Несколько лет назад их разработала ланд­шафтный дизайнер ОАО “Доркомсервис” Анастасия Волкова. Стояла задача внедрить что-то новое и интересное в оформление улиц. Нововведение оказалось удачным, после нас идею переняли в Чебоксарах, многие предприятия украсили такими цветочными конструкциями свои территории. Чем они хороши — каждый год могут выглядеть по-новому, достаточно лишь заменить растения.
— Помнится, у нас в городе был один-единственный ланд­шафтный дизайнер.
— Сейчас их число увеличилось, но подобных специалистов по-прежнему немного, можно пересчитать по пальцам. Между тем их роль в благоустрой­стве города трудно переоценить. Если проводить аналогии с написанием картины, то, например, архитектор наносит на полотно под названием “Новочебоксарск” первые  широкие мазки, строители работают  средней кистью, дизайнер же — тоненькой колонковой кисточкой, сглаживая шероховатости и острые углы.
— Каким встретит Новочебоксарск свой полувековой юбилей?
— Безусловно, похорошевшим и принарядившимся. Это сложно выполнить вдвойне, потому что на следующий год стоит задача по возможности сократить расходы муниципального бюджета. Тем не менее еще на подступах, только подъезжая к нашему городу, все должны почувствовать, что 2010-й — год для Новочебоксарска особенный. Удастся ли это? Все будет зависеть не только от финансирования, но и нашей фантазии, а также каждодневного труда. В настоящее время заканчивается работа по разработке концепции праздника.
— Сейчас обсуждается возможность переноса празднования Дня города с 18 ноября на второе воскресенье августа. Ваше мнение об этом?
— Как человеку, имеющему отношение к благоустройству и озеленению Новочебоксарска, мне хотелось бы, чтобы город встречал праздник во всей своей красе: с зеленой травой на газонах, благоухающими цветами на клумбах. Разумеется, в этом смысле август предпочтительнее ноября.
— Олег Аркадьевич, фонтаны для нашего города — это роскошь?
— Это наболевшая тема (с грустью). Только мы собрались обустроить фонтан напротив управления ОАО “ГЭСстрой”, как грянул кризис. Идея остается, но когда ее реализуем, неизвест­но. Сооружение будет входить в ансамбль аллеи Славы.
На будущий год запланировали привести в порядок фонтан у Центра развития творче­ства детей и юношества. Сейчас рисуем первые эскизы, думаем, что можно тут сделать.
— Примет ли Новочебоксарск участие в очередном республиканском фестивале света на новогодние празд­ники?
 — В прошлом году фестиваль объявлен ежегодным. Без всяких напоминаний и директив сверху занимаемся подготовкой к нему. Новочебоксарск участвует в республиканском конкурсе, заявку уже подали. Руководителям городских предприятий предложили присоединиться к общему делу и обеспечить праздничную иллюминацию на Новый год и Рождество.
Несмотря на непростые времена, город в преддверии торжеств и во время их должен выглядеть красивым. Это тем более важно в кризис. Единственно, в этом году средств из муниципального бюджета на данные цели будет потрачено меньше. Надеемся на помощь предприятий и организаций.
— Во время работы с самодеятельными художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства наверняка познакомились со многими представителями народных промыслов. Связь с ними поддерживаете?
— Конечно. Например, сейчас в Художественном музее проходит выставка Татьяны Шарковой. Чем интересно ее творчество? Она использует традиционные приемы чувашской народной вышивки, по-особому выстраивает ее элементы, в результате получаются не просто узоры, а осмысленные картины: люди, животные, пейзажи... В этом ее оригинальность.
— Вы ведь тоже использовали мотивы народных легенд, переосмысливая их при этом?
— Да, в “Холмах Улыпа”. Пока установлена только одна такая декоративная композиция на улице Винокурова, неподалеку от здания администрации. Вероятно, со временем они по­явятся в городе еще.
— Сами давно живете в Новочебоксарске?
— С 2003 года. Сначала ездил на работу из Чебоксар, потом понял, что так не годится. Если работаешь на город, в нем необходимо жить.
— Вы человек разума или чувств?
— И того, и другого. Чиновнику необходимо жить разумом, а художнику — чувствами. Как-то совмещаю.
— Способны устроить разнос провинившимся подчиненным?
— Лишь в крайнем случае. В основном обхожусь без этого, предпочитаю договариваться, а не командовать.
Наше досье
Олегу Улангину 51 год. Вырос он в Чебоксарах, окончил сначала школу, затем в 1980 году художественно-графический факультет ЧГПИ. После службы в армии трудился в художественно-оформительском бюро производственного объединения им. В.Чапаева. Затем работал в Республиканском научно-методическом центре (РНМЦ). Здесь “продвигал” самодеятельных художников и мастеров народного творчества. Позже занимался полиграфической деятельностью, сотрудничал с администрацией Новочебоксарска. Сюда его и пригласили на должность главного художника Новочебоксарска в 2003-м.