Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Октябрь как новая культура

Stroitieli_novogho_mira._Chieboksary_noiabr_2018_ghoda._Foto_cap.ru_.gifОктябрь как новая культура Октябрьская революция

Stroitieli_novogho_mira._Chieboksary_noiabr_2018_ghoda._Foto_cap.ru_.gif

Владимир Васильев, доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор, заместитель декана историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова по международному сотрудничеству.Октябрь как новая культура Октябрьская революция

Владимир Васильев, доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор, заместитель декана историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова по международному сотрудничеству.


0

Что век назад породила и воскресила революция в сознании народа. 100-летие революции (или переворота, как называют те события некоторые историки) породило огромную волну обсуждений в обществе. Мы же, стараясь не спорить о том, кто прав и виноват, вместе с профессором ЧГУ им. И.Н.Ульянова Владимиром Васильевым попытались воссоздать культурологическую картину мира 100-летней давности, ее крушение в недавнем прошлом и заглянуть в глубины новой мысли, которую продолжает нести Октябрьская революция.

 

  • СПРАВКА
    Владимир Васильев
    Доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор, заместитель декана историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова по международному сотрудничеству.
    Член президиума Евразий­ской ассоциации профсоюзных организаций университетов; член Союза журналистов Чувашии, России и Международной ассоциации журналистов; заместитель председателя — исполнительный директор Ассамблеи народов Чувашии; председатель Общественного совета при Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела; член-корреспондент Международной академии культуры и искусства; член комиссий Общественной палаты Союзного государ­ства по образованию, культуре.

Революция и альтернатива
— Давайте сразу определим, что такое революция в понимании культурологов, — Владимир Васильев начал разговор, не дожидаясь вопроса. — С одной стороны, это продукт общественного кризиса, с другой, естественно-исторический акт.
100 лет назад революция стала порождением своеобразия русского исторического процесса. Катализатором ее по­служила неспособность власти справляться с обеспечением самого элементарного хода по­вседневной жизни.
— Вы считаете, что альтернативы революции в том виде, в каком мы ее знаем, не было?
— Возможно, и была, но итогом стали бы не буржуазно-демократические преобразования, а, скорее, анархический бунт и кровавая диктатура. В этом смысле Октябрьская революция предотвратила хаотический самораспад страны.
При этом сложно не признать, что многие лозунги революции оказались созвучны интересам значительных масс населения. Например, установление мира или наделение крестьян землей. Интересы поднявшихся масс обрели свое выражение в формуле: “Мир —  народам! Фабрики — рабочим! Земля — крестьянам!” Эти призывы стали мощным социальным посылом, который привел массы на арену исторических действий.

Революция: идеал и лозунги
— Значит ли это, что лозунги, о которых вы говорите, в какой-то степени привели людей к идее общественного блага, заместившего личное?
— Историческая логика востребовала от человека прообраз, или идеал, в соответствии с которым народ принял решение преобразовать существующую реальность. Такой идеал уже был в массах, он существовал в народной культуре как идеал справедливости.
Эта гуманистическая аб­стракция выразилась в прин­ципе социальной справедливости. Он остается в народе и по сей день, более того, его основа — общечеловеческая. Поэтому я считаю, что попытки его изничтожения сегодня могут привести к разрыву не только с советской гуманистической традицией, но и общемировой.
— К чему же привело сближение народного идеала с лозунгами большевиков, если мы говорим в культурологическом контексте?
— До революции культура выступала главным образом в отчужденных от масс формах: зачастую как особый, недоступный им товар. После Октября у народа действительно появилась потребность в знаниях и умениях — того требовало переустройство привычного доселе мира.
Новая культурная идеология проистекала из логики социальных преобразований, которые породили как масштабность задач, так и проникновение этих задач в народные массы. Для соединения идей социализма и культуры большевиками делалось очень многое, и в первую очередь все то, что было связано с сохранением культурных ценностей. Зародилась новая советская универсальность, затем оформившаяся в виде функционирующих институтов.

Революция и творчество
— То есть культурный смысл революции в том, что страна стала грамотнее?
— Социалистическая революция создала предпосылки для появления культуры, которая не просто критически относилась к отчуждению индивида от “высокого” творчества, господствовавшего до этого в основном в салонах. Образцы такой критики мы видели и до революции. Революция принесла установку на преодоление этого отчуждения или даже снятия его, если рассуждать в философском ключе.
Советская культура проникнута идеей идеального образа мира, которая носит общечеловеческий принцип. Воплощение коммунистических стремлений нашло свое продолжение в советской культуре и особенно в творчестве. Как искусствовед могу сказать, что сегодня к советскому творчеству приковано пристальное внимание, оно интересно всему миру, в перепрочтении лучших его образцов открываются глубинные смыслы, забытые еще недавно.
Стоит ли говорить, что сегодня востребованы идеи революционной власти, ведь она сама являлась творческой интеллигенцией в точном смысле этого слова. Многочисленные научные и публицистические работы людей, пришедших тогда к управлению государством, касаются различных аспектов экономики, социологии, политики, культуры.
— Есть расхожее мнение, что Октябрь был пусть не самым правильным решением, но, как вы сказали, культурно обоснованным. А вот дальше его идеи завяли. Так ли это, с вашей точки зрения?
— Создав советскую культуру, общество в каком-то смысле опередило развитие социализма. Что я имею в виду: желая творить новое, народ попал в ловушку материальных отношений. Прогресс подразумевал энтузиазм его творцов, и он безусловно присутствовал, однако после прихода некоторых материальных трудностей преодолеть их не оказалось сил ни у властей, ни у народа.
Революционный смысл советской культуры заключался в том, что она по-настоящему могла развиваться, когда была включена в практику социальных преобразований, социального творчества. А постепенное выключение людей из этого процесса обострило материальные противоречия, которые присутствуют всегда и везде.
В итоге в начале 90-х вместо нового прорыва (а он был возможен) страна оказалась не в капитализме, а в той формации, которую некоторые называют “постмодернистский феодализм”.
Сейчас происходит переосмысление завоеваний Октября. На первый план выходят общечеловеческие ценности, зачастую даже в отсутствие принимаемой и разделяемой массами идеологии, которая, на мой взгляд, наконец-то формируется сегодня. И это говорит о поступательном развитии России.

 

Октябрь 1917-го в Чувашии

Из исторических свидетельств установления власти Советов в уездах и волостях Чувашии:

Большое значение имело то, что в Казани в результате вооруженного восстания рабочих и солдат власть Советов установилась почти одновременно с Петроградом — 26 октября (8 ноября), в другом губернском центре нашего края — Симбирске — 12 (25) декабря 1917 года.
Это обстоятельство сказалось и на переходе власти в руки Советов в Чувашии: в чувашских уездах Казанской губернии уездные Советы возникли в основном еще в конце 1917 года, а в чувашских уездах Симбирской губернии — в январе 1918 года.
29 октября Чебоксарский Совет получил обращение Владимира Ленина “К гражданам России”, подписанное в 10 часов утра 25 октября 1917 года ВРК при Петроградском СРСД. В тот же день Чебоксарский Совет при участии солдат местного гарнизона образовал Военно-революционный комитет.
В декабре 1917 года председателем Чебоксарского Совета был избран Иван Кадыков, имевший большой опыт революционной работы. Под его руководством Совет окреп и стал подлинным органом народо­властия.
Найдя дела Чебоксарского уездного Совета в полном расстройстве (в кассе было чуть более 36 рублей), Кадыков взялся за исправление ситуации со всей революционной решимостью. Буржуазия города и уезда была обложена революционной контрибуцией в несколько миллионов рублей.
От предпринимателей и торговцев последовали многочисленные жалобы в Казань на самоуправство Кадыкова. Из Казани прибыл чувашский военный отряд для ареста председателя Совета, но был окружен, а затем разоружен русскими рабочими Чебоксар.
20 марта 1918 года на уезд­ном съезде рабочих, солдат­ских и крестьянских депутатов было принято решение о том, что действия Кадыкова не выходили за рамки “революционной законности”.
Еще одним центром большевизма в Чувашии был Мариинский Посад. Именно там еще в ноябре 1917 года оформилась первая в регионе ячейка РСДРП(б), спустя несколько месяцев ставшая одной из самых крупных и активных в Казан­ской губернии.

***

Опрос “Граней”

Октябрьская социалистическая революция принесла для страны и республики:

  • Больше пользы    59%
  • Больше вреда    22%
  • Не знаю    19%

Всего проголосовал 41 человек. Опрос проводился на официальных страницах издания в “Одноклассниках” и “ВКонтакте”.

 

  • Stroitieli_novogho_mira._Chieboksary_noiabr_2018_ghoda._Foto_cap.ru_.gif
  • Владимир Васильев, доктор культурологии, кандидат исторических наук, профессор, заместитель декана историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н.Ульянова по международному сотрудничеству.