Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Об одаренных замолвите слово

“Школа дикой природы” учит с благоговением относиться ко всему живому. Фото Татьяны ШИРШОВОЙОб одаренных замолвите слово

“Школа дикой природы” учит с благоговением относиться ко всему живому. Фото Татьяны ШИРШОВОЙ

Директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбина ЭндюськинаОб одаренных замолвите слово

Директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбина Эндюськина


0

О развитии интеллектуальной одаренности детей мы поговорили с директором Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбиной Эндюськиной.

— Альбина Николаевна, 12 победителей республиканского этапа олимпиад в этом году — это хороший результат для Новочебоксарска?
— Каждый год состав участников меняется, поэтому отчасти это похоже на лотерею. Если брать формальные показатели, то 12 победителей — это значительно больше прошлогоднего (было 4). Кроме того, 56 человек стали призерами республиканского этапа против 52 в прошлом году. При этом  последние несколько лет команда новочебоксарских школьников стабильно входит в тройку лучших муниципалитетов Чувашии по успешности участия во Всероссийской олимпиаде школьников.
— Согласитесь, еще до того, как результаты олимпиад стали известны, можно было с уверенностью предсказать, что среди победителей и призеров будут воспитанники педагогов Надежды Захаровой из лицея № 18 и Сергея Спиридонова из школы № 16. Может, их опыт стоит взять на вооружение и другим преподавателям?
— Действительно, роль наставника в подготовке одаренного школьника к олимпиаде невозможно переоценить. Уверена, что ученик тогда побеждает, когда его наставнику самому интересно то, чем он занимается. Этому нельзя научить из-под палки, только увлечь.
— Многие сложные вещи невозможно объяснить на пальцах, значит, в работе с одаренными нужна и материально-техническая база?
— Безусловно. Радует, что материальная база образовательных учреждений улучшается с каждым годом. Поступает оборудование для современных классов физики, химии. К примеру, благодаря администрации Новочебоксарска в прошлом году было обновлено оборудование для занятий робототехникой в школах № 13 и 14, где ученики и ранее достигали успехов на республиканском и всероссийском уровнях по данному направлению. В нынешнем году по одному комплекту для занятий робототехникой получат и остальные школы нашего города.
— Оборудование не залежится мертвым грузом?
— Думаю, нет. И вот почему. Свыше 80 млн рублей выделяет федеральный бюджет для оборудования детского кванториума на базе НХМТ. Здесь ребят от 5 до 15 лет будут знакомить с профессиями будущего, в основном технической направленности. На базе же кванториума предполагается обучение педагогов методикам нестандартной работы с одаренными.
Или взять, к примеру, детсад № 17. Акцент на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей здесь сделан давно. Шефы из “РусГидро” подарили учреждению детскую исследовательскую лабораторию. Теперь дети под руководством взрослых могут проводить опыты, делать первые шаги в собственных исследованиях. Своими наработками воспитатели делятся с коллегами на семинарах, последний пройдет на днях на базе детского сада № 17 и будет посвящен теории решения изобретательских задач.
— Знаю, что Союз попечителей образования и культуры Новочебоксарска не раз помогал одаренным новочебоксарским школьникам выехать на олимпиаду в другой город.
— Нашему городу повезло, что в 2007 году был создан этот общественный орган. С 2010 года его возглавляет депутат Госсовета Чувашии Сергей Михеев. Во многом благодаря ему стало возможным проведение олимпиад вузов Москвы и Санкт-Петербурга в новочебоксарских школах. Кроме того, работа с одаренными школьниками в Новочебоксарске по инициативе Союза попечителей образования в сфере внимания депутата Госдумы РФ Алены Аршиновой и сенатора Вадима Николаева.
— Можно ли вообще говорить о системном развитии одаренности?
— Такие попытки предпринимаются. Так, в детском саду № 45 г. Новочебоксарска педагоги реализуют проект по выявлению и раннему развитию одаренности.
В ЦРТДиЮ второй год действует школа молодого энергетика, где ребята углубленно изучают физику и математику.  На самом деле в Новочебоксарске во многих образовательных учреждениях предпринимают собственные шаги по развитию одаренности учащихся. В первую очередь, конечно, это касается лицея № 18 и гимназии № 6.
Своеобразной гимнастикой для ума являются различные вузовские олимпиады. В первом туре прошедшей недавно в Новочебоксарске олимпиады “Электронный наномир” (МИЭТ) хорошие результаты показали учащиеся не только лицея № 18 и гимназии № 6, но и школы № 20.
Увы, к сожалению, готового рецепта по воспитанию гениев не существует. Да, государство заинтересовано в развитии талантов с раннего возраста, потому и выделяются огромные средства на молодежь, а образование является приоритетным направлением государственной политики. Очень важно, чтобы семья также способствовала развитию одаренности у ребенка. И ремень здесь бесполезен. Думаю, что лишь в комплексе усилия школы, семьи и дополнительного образования дают желаемый результат.
— Если заглянуть в будущее хотя бы лет на 5, каким вы его видите?
— Хотелось бы, чтобы и нашим ребятам стало доступным то оборудование, что уже имеется во многих московских школах. Допустим, полевые химические и биологические лаборатории для школы дикой природы. Судя по тому вниманию, которое уделяется государством этой сфере, это вполне может стать реальностью.

  • “Школа дикой природы” учит с благоговением относиться ко всему живому. Фото Татьяны ШИРШОВОЙ
  • Директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбина Эндюськина