Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

На уловки ответим знанием

Отказаться от навязываемых услуг всегда можно, главное, бездумно не подписывать всё подряд. Фото с сайта uristmoscow.ruНа уловки ответим знанием Личные финансы

Отказаться от навязываемых услуг всегда можно, главное, бездумно не подписывать всё подряд. Фото с сайта uristmoscow.ru

Максим ФРОЛОВ,  управляющий  Отделением —  Национальным банком по Чувашской Республике Волго Вят­ского  ГУ Банка РоссииНа уловки ответим знанием Личные финансы

Максим ФРОЛОВ, управляющий Отделением — Национальным банком по Чувашской Республике Волго Вят­ского ГУ Банка России


0

Некоторые банки и микрофинансовые организации при оформлении онлайн-кредита используют  недобросовестные приемы, чтобы их клиент не понял, что можно отказаться от ненужных платных услуг. В некоторых случаях они даже не нарушают закон, а просто устраивают тест на внимательность.


Что придумывают
Один из таких способов — заранее проставленные на сайте отметки, которые означают согласие заемщика на получение дополнительных услуг. Если при оформлении онлайн-кредита человек пытается их снять, то сервис просто не дает перейти к следующему шагу и отправить заявку на ссуду. При этом по Закону № 353-ФЗ “О потребительском кредите (займе)” при оформлении кредита банки и микрофинансовые организации не имеют права ставить такие отметки сами.
Бывает и так, что автоматические галочки появляются после получения онлайн-кредита. Это касается случаев, когда нужно отправить отдельную онлайн-заявку для продления займа или досрочного погашения части долга, например. В этой заявке тоже могут быть перечислены дополнительные услуги и стоять отметки о согласии.
В некоторых случаях банк или микрофинансовая организация вместе с кредитом предлагают страховку, которая позволяет получить по кредиту более низкую процентную ставку. Здесь тоже стоит проявить осторожность. Иногда можно приобрести не одну страховку, а несколько, поставив галочку о согласии в графе “услуги страхования”. Причем на проценты по кредиту влияет только одна страховка, а остальные, возможно, совершенно не нужны.

Внимательность и аккуратность
Чтобы не попасться на такие уловки, необходимо обязательно спокойно и внимательно изучать кредитный договор и все документы, перед тем как их подписать. Это правило действует независимо от места оформления кредита (онлайн или в офисе кредитора). По закону на изучение документов дается пять рабочих дней. За этот срок кредитор не может изменить те условия займа или кредита, которые уже предложил. Ставить свою подпись можно только тогда, когда все условия понятны. Когда заемщик подписывает договор второпях, он может пропустить важные пункты и переплатить за лишние сервисы.
Кроме того, в кредитном договоре нужно обратить внимание на размер займа: он должен совпадать с запрошенной суммой. Также необходимо проверить полную стоимость кредита в квадратной рамке в верхнем правом углу на первой странице договора. Она показывает размер переплаты и учитывает не только проценты по займу, но и стоимость дополнительных сервисов. Кроме того, стоит изучить таблицу с индивидуальными условиями. В ней указано, поменяется ли процентная ставка при отказе от допуслуг. При этом в договоре обязательно должно быть прописано, как изменится ставка. Если такой информации в договоре нет, значит, допуслуга не влияет на процент по кредиту или займу.


Как отказаться
Отказаться от навязанных услуг можно во время так называемого периода охлаждения. В большинстве случаев он длится 14 дней с момента оформления договора. Однако нужно учитывать, что при отказе от некоторых страховок и допсервисов может вырасти кредитная ставка. Поэтому нужно взвесить, что выгоднее: купить полис или платить повышенный процент.
Более подробную информацию на финансовые темы можно найти на образовательном портале “Финансовая культура”, созданном Банком России.

Максим ФРОЛОВ, управляющий Отделением — Национальным банком по Чувашской Республике Волго Вят­ского ГУ Банка России:
— Когда банк или микрофинансовая организация не позволяют выбрать способ оплаты услуги либо выбор есть, но галочки о согласии уже проставлены — это явный сигнал, что  кредитор ведет себя недобросовестно. Лучше не иметь дела с такими нарушителями и выбрать другого кредитора. Кроме того, это повод для обращения в Банк России. Его можно подать через интернет-приемную на сайте регулятора.

  • Отказаться от навязываемых услуг всегда можно, главное, бездумно не подписывать всё подряд. Фото с сайта uristmoscow.ru
  • Максим ФРОЛОВ,  управляющий  Отделением —  Национальным банком по Чувашской Республике Волго Вят­ского  ГУ Банка России