Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Михаил Федоров: Душа поет, гармонь играет

Видео 1
Фото из личного  архива М.ФедороваМихаил Федоров: Душа поет, гармонь играет 2014 - Год культуры Михаил Федоров

Фото из личного архива М.Федорова


2

Издревле чуваши считались музыкальным народом. Недаром образно Чувашию называют “краем ста тысяч песен...”. Песенное творчество нашей республики представлено не одним десятком коллективов и сольных певцов. В последние годы растет число молодых исполнителей, которые привносят в чуваш­скую эстраду новое.
Немало и тех, кто на протяжении долгих лет умело сохраняет в своих песнях национальный колорит, культуру нашего края и несет их в массы. Один из них мой собеседник — исполнитель чувашских песен, музыкант и композитор Михаил ФЕДОРОВ. В этом году он отмечает 30-летний юбилей творческой деятельности.

Наша справка

Его знают не только в Чувашии, но и за ее пределами. Ежегодно артист дает концерты в соседних регионах. Кроме того, по приглашению неоднократно выступал в Эстонии, Киргизии, Турции, на Камчатке. В 2012 году ему присвоили звание “Заслуженный артист Чувашской Республики”.
Родился М.Федоров в 1966 году в деревне Новые Бюрженеры Канашского района. После окончания школы поступил в Цивильское культурно-просветительское училище по специальности “Руководитель самодеятельного оркестрового коллектива”. Затем были учеба в институте культуры в Казани, два года армейской службы в Германии и в 1986 году — возвращение на малую родину. Тогда же началась творческая деятельность артиста. Правда, не сразу с выступлений на сцене и гастролей.
В то время в сельской местности катастрофически не хватало учителей музыки, и молодой дипломированный музыкант оказался нарасхват. Несколько лет Михаил преподавал уроки музыки в соседней деревне — в Новоурюмов­ской школе. Там же в доме культуры занял должность художественного руководителя. Позже учил детей села Яншихово-Норваши и деревни Норваш-Кошки Янтиковского района, руководил районным домом культуры.

— Педагогический опыт приобрел еще в годы службы в армии. В гарнизоне была русская школа, в которой учились дети офицеров и солдат-срочников. А вот музыкантов не было. Вообще, работать с детьми одно удовольствие. С ними легко находить общий язык.
— А когда музыка появилась в вашей жизни?
— В самом раннем детстве. Семья большая — у меня шестеро братьев и сестра. Я самый младший. И все играют на инструментах: папа и братья — на гармошке, мама и сестра — на балалайке. Мне нравилось слушать эту мелодию. Впервые инструмент (балалайку) в руки взял года в четыре. Когда все уходили из дому — кто на работу, а кто в школу, вспоминал, как играли родные, и пробовал повторить. Иногда включал радио и пытался воспроизвести услышанное. Со временем стало получаться.
Музыкальной школы в деревне не было, поэтому всему учился сам. Учитель музыки играл только на правой стороне гармошки, а на левой не умел. Да и музыкальных инструментов не было. В классе пятом попробовал играть на баяне. Его привезли в наш сельский клуб. Тогда же начал петь чуваш­ские и русские народные песни, выступать на школьной сцене и участвовать в конкурсах. Наш класс всегда занимал первые места.  
— Уже тогда решили заняться эстрадным творчеством?
— Да. По крайней мере, мне этого очень хотелось. Но родители не одобряли моего стремления. По­этому в училище культуры поступал тайком. Узнав о том, что меня приняли, не спешил делиться радостным известием с родными. Рассказал им об этом только в конце августа, перед началом учебного года. Мама плакала, но все же отпустила меня, сказав: “Ты же мечтал об этом с детства. Почему бы не попробовать?”
За три года учебы освоил много инструментов — щипковые, духовые, клавишные. До того фортепиано видел только по телевизору, а тут стал учиться играть на нем. Преподаватели, конечно, у нас были замечательные — великие педагоги.
— С чего начался путь на чувашскую эстраду?
— Первые шаги делал в годы работы в сельских домах культуры. Кроме того что в одном из них был художественным руководителем, а во втором — директором, я еще и выступал на сцене с коллективом — играл на баяне и был запевалой в хоре. Мы ездили на гастроли и много где побывали — в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове...
В 1993 году пригласили участвовать в фестивале-конкурсе “Ритмы Чувашии”. Домой вернулся с победой и призом зрительских симпатий. Обо мне писали в газетах, говорили по радио, телевидению. Тогда передо мной, скажем так, и открылись все дороги — звали в филармонию, на ТВ, радио, в театр. Артистов было мало, и меня звали всюду. Я же, в свою очередь, не отказывался и старался везде успевать.
Из села меня, конечно, не хотели отпускать, но после очередной победы в 1995 году все же решился уехать и практически сразу отправился на международный фестиваль-конкурс “Манас-1000” в Бишкек. Золото взять не удалось, но стал лауреатом. А в 1996-м пригласили в новочебоксарскую группу “Крылья” (ДК “Химик”). Спустя два года ушел в ансамбль “Янра, юрӑ!”, которым руководит народный артист Чувашии Вячеслав Христофоров.
В 2002 году стал обладателем Гран-при Всечувашского фестиваля-конкурса “Серебряный голос”.

— Известно, что на россий­скую сцену довольно сложно пробиться самостоятельно. А на чувашскую?
— Когда я начинал свою творческую деятельность, было нелегко. В артисты брали немногих. Находили их, как правило, на конкурсах, а затем работали с ними. Тогда и исполнителей-то было мало, зато на концертах народу собиралось столько, что яблоку негде упасть. Нередко не все пришедшие попадали в зал. Было у нас и такое. Мест нет, а проходы по правилам пожарной безопасности запрещается занимать. Вот и уходили люди ни с чем со слезами на глазах.
В то время о компьютеризации мы ничего и не слышали. Все песни записывались в студии на пленку, и было очень важно наличие у человека таланта. Аранжировкой занимались выдающиеся люди — Радик Иванов и Виктор Дмитриев. Они очень требовательные. Не раз становился свидетелем того, как претендентов в артисты выгоняли из студии со словами: “Петь сначала научись!”
Некоторые артисты одну песню записывали месяцами, а я отрепетирую несколько раз — и сразу на запись. Переписывать не приходилось.
— Сегодня легче стать артистом?
— Намного. Сейчас мы и сами помогаем молодым и начинающим певцам пробиваться на сцену. Много артистов, как профессионалов, так и самодеятельных, если так можно сказать. Наличие таланта уже не имеет такого значения, как раньше — есть желание и финансы позволяют — пой, пожалуйста. С появлением компьютеров упростился процесс записи песен. Качество от этого не по­страдало, а даже, наоборот, улучшилось. Не случись компьютеризации, многих артистов народ бы так и не увидел на сцене.
— Действительно, в последние годы то и дело на чувашской эстраде зажигаются новые звездочки.
— Жалко только, что некоторые из них стремятся попасть на ТВ и стать популярными, а не нести культуру в массы. Они, как правило, стараются копировать современную российскую эстраду и уходят от нашего родного, национального. Нередко ругаю молодых, когда вижу, что на сцену они выходят не в чувашских костюмах, а в мини-юбках и блестящих платьях.
Не меньше разрушают чувашскую культуру песни, лишенные смысла, с незатейливым текстом. В них одно слово “люблю” может повторяться по десять-двадцать раз. Или же просто переводят русские и иностранные тексты на чувашский язык, зачастую — дословно. Наверное, в какой-то мере такие артисты тоже нужны, чтобы молодого зрителя привлекать, но их должно быть со­всем чуть-чуть.
Хотелось бы, чтобы нынешние певцы появлялись перед зрителями с каким-либо инструментом и умели играть хотя бы на гармошке. На концертах об этом постоянно просят.
— Вы не только поете, но еще и музыку пишете.
— Да, но у меня не так много работ — пять композиций. Предпочитаю все же доверять это профессионалам. На мой взгляд, каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Музыку для меня сочиняют Николай Казаков, Виктор Дмитриев, Петр Романов, а стихи пишут известные поэты Раиса Сарби, Валерий Тургай, Альбина Юрату (Любимова).
— Сколько песен в вашем репертуаре?
— Около ста. Кроме того, отдельно выступаю с игрой на инструментах (наигрыши).
— Какие темы в них преобладают?
— Как уже говорил, песня должна нести смысловую нагрузку. В моих больше говорится о жизни, любви, маме. Немало народных песен. К выбору текстов подхожу довольно серьезно — не спешу петь все, что предлагают. Сначала стихи и музыку пропускаю через себя и, если душа к ним лежит, берусь их исполнять.
— Односельчане, наверное, вами гордятся. Поддерживаете с ними отношения?
— Думаю, гордятся. Когда получил звание заслуженного артиста ЧР, все звонили, поздравляли. Конечно, общаюсь с ними по-преж­нему. Звездной болезни у меня никогда не было, и у детей моих ее нет. Часто бываю на родине, когда навещаю брата, приезжаю и с концертами.
— А на улице узнают?
— Бывает, подходят и спрашивают: “Ты ведь артист чувашской эстрады?”, а я отвечаю: “Нет, похож, наверное. Мой брат там работает”. Волосы я под кепку прячу, а люди видят, что волосы короткие, и шепчутся: “Ну да, это не он. У Федорова волосы длинные”.
— Расскажите о своей семье.
— С супругой Надеждой мы идем рука об руку вот уже на протяжении 22 лет. Она не только моя верная спутница, но и помощница. На ней вся административная деятельность. Надя занимается организацией и подготовкой концертов, подбором репертуара, костюмов, планированием гастролей и многим другим.
У нас двое замечательных детей — сын Михаил и дочь Илона. Оба с детства увлекаются музыкой, занимались в музыкальной школе вокалом, играют на музыкальных инструментах. Пробовали они себя и в роли ведущих на телевидении — вели передачу “Çывăр, аптраман тавраш”. Мише тогда было семь лет, а Илоне — пять.
Сын очень хочет продолжить мое начинание и стать артистом чувашской эстрады. Желание у него огромное. Он окончил Чувашское республиканское училище культуры по направлению “Народное художественное творчество” и продолжает учебу в вузе. Дочь поет в свободное время.
— Какие музыкальные инструменты есть дома у вас?
— В детстве ничего, кроме балалайки и гармошки, не было. А сейчас много всего. Есть фортепиано, две балалайки, два баяна, гитара, домра, мандолина, рожок, духовые инструменты — труба, горн...
— Уже ставить их некуда, — улыбаясь, подмечает супруга Надежда, подключившаяся к нашему разговору.
— Как отметите 30-летие творческой деятельности?
— На сцене, вместе со зрителями. Планируем организовать концерт в декабре. До того намечены гастроли в Башкирию. Недавно ездили по деревням, дали восемь концертов. Побывали в Татарстане, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях.
— Расскажите о ближайших планах.
— В марте 2015 года планирую выпустить новый альбом. Подумываю взять на обучение молодых и талантливых исполнителей.

  • Фото из личного  архива М.Федорова