Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Меняем форму. А содержание...

0

1 сентября вступили в силу поправки в Граждан­ский кодекс, призванные подтолкнуть компании к принятию окончательного решения о своей организационной форме.  Упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Их место займут новые формы организации — публичные и непубличные.

Теперь ОАО станет публичным акционерным обществом, а все остальные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь будут называться непубличными. Главной особенностью публичного юрлица станет свободная торговля акциями компании на рынке ценных бумаг.
В России сложилась уникальная форма организации предприятий, которая сочетает публичные и част­ные элементы. По данным Единого государственного реестра юридических лиц, на июль 2014 года в России зарегистрировано 3,7 миллиона ООО, около тысячи ОДО, 125 тысяч ЗАО и 31 тысяча ОАО.
По словам вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Виктора Плескачевского, “в России насчитывается 150 тысяч акционерных обществ. В Германии же публичных компаний, выпускающих акции, всего около тысячи. В США и Великобритании не намного больше. Как правило, это крупные компании, акции которых могут покупать инвесторы по всему миру. В России же акционерным обществом мог стать привокзальный ресторанчик. Таковы были правила приватизации в 90-х. Хочешь владеть компанией — создавай АО. В итоге в одной правовой куче оказались и большие, и мелкие компании”.
Предприятия формы ЗАО согласно новым требованиям должны стать непубличными акционерными обществами. К этой же категории отнесена и любимая форма организации российских предпринимателей — ООО, которое по ранее действующему законодательству не отвечало по обязатель­ствам предприятия перед партнерами в полном объеме, а только в пределе размера уставного капитала, что создавало неравные условия коммерческой деятельности по отношению к обществам с другой формой собственности. Пополнят список непубличных и общества с дополнительной ответ­ственностью (ОДО).
В России есть десятки тысяч ОАО. Если они исполнят все требования законодательства, их статус будет обновлен до публичных компаний. Но требования к ним достаточно жесткие, поскольку выход на открытый рынок связан с рисками инвесторов. Поэтому публичная организация должна быть максимально прозрачной — проходить регулярные проверки, проводить собрания акционеров, принимать открытые решения. По оценке Виктора Плескачевского, из всех акционерных обществ России действительно публичными можно назвать не более ста предприятий.
Что делать
Для подтверждения нового статуса нужно обновить устав и отразить публичность/непубличность компании в названии.
Учредительные документы предприятий нужно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов, поменять печати, переоформить банковские счета и предупредить партнеров.
В налоговую инспекцию нужно сдать:
• заявление ф. Р13001;
• протокол общего собрания акционеров;
• новую редакцию устава в двух экземплярах.
Госпошлину уплачивать согласно закону не нужно.
В соответствии с поправками для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перерегистрации ЗАО и ОАО в сжатые сроки не будет. Документы будут меняться по мере перерегистрации обществ. Хотя закон и не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября, затягивать с переименованием не стоит.
Если после 1 сентября название предприятия не будет соответ­ствовать новым требованиям законодательства, то в будущем это может вызвать проблемы в работе с контр­агентами. Чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения.