Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Мечту превратить в цель

Татьяна ЧЕРНЫШОВА, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат экономических наукМечту превратить в цель Десятилетие науки в России

Татьяна ЧЕРНЫШОВА, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук


0

“Грани” продолжают знакомить вас с молодыми учеными Чувашии, которые во время объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий определяют векторы развития познания не только в республике, но и в стране. На днях мы побеседовали с доцентом кафедры менеджмента и маркетинга Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидатом экономических наук Татьяной ЧЕРНЫШОВОЙ.
Она уроженка Новочебоксарска, живет в нашем городе и вот уже более 20 лет преподает в вузе. Татьяна Николаевна — яркий пример специалиста, в котором сочетаются и гуманитарное, и техническое направления.


Развитие — это путь
— Как вы решили стать ученым и преподавателем?
— После того как я окончила с красным дипломом экономический факультет ЧувГУ, мне предложили остаться на кафедре экономики предприятий. Сначала была ассистентом, потом старшим преподавателем, с 2018 года — доцент, в 2021-м получила соответствующее ученое звание. Довольно долго шла к нынешней должности, были разные обстоятельства, но в итоге всё сложилось. 

С преподаванием из семьи у меня была связана только бабушка, она была учительницей начальных классов. Мама же работала лаборантом на Чебоксарском агрегатном заводе, папа — сварщиком на “Волганефтехиммонтаже” в Новочебоксарске. При этом, когда училась в школе № 2, уже задумывалась о том, чтобы быть педагогом. Но это было не целенаправленное желание, просто один из вариантов. Окончила школу с серебряной медалью, поставила цель поступить в вуз и смогла ее осуществить. 

Мне нравится выражение: “Чтобы мечта исполнилась, нужно превратить ее в цель”. Этим и руководствуюсь.
— Обучаете этому студентов?
— Не только их, но и себя. Например, преподаю такую дисциплину, как персональный менеджмент. Этот предмет о том, как управлять самим собой. Для этого необходима правильная постановка цели. Например, в свое время поставила себе цель учиться в вузе на одни пятерки. И добилась этого: у меня в дипломе только высшие баллы по всем предметам. Приятно было получать повышенную стипендию, которую можно было тратить на свои нужды.
— Кто вас вдохновил идти дальше в науку?
— Как я уже сказала, у меня не было четкой цели быть преподавателем. Могла, как многие сокурсники, устроиться на предприятие. Однако своим примером меня вдохновил заведующий нашей кафедрой, сейчас, к сожалению, уже покойный Валерий Павлович Беляков. Еще отметила бы его супругу, также преподавателя Елизавету Михайловну, она, слава Богу, здравствует. Они поистине были примером для меня. Их лекции о бизнесе и предпринимательстве, о стратегии фирмы были невероятными. Их умение заинтересовать студента взяла на вооружение.
— Каков был ваш путь к нынешней должности?
— Старшим преподавателем я стала после пяти лет работы, уже на кафедре менеджмента и маркетинга. Обучалась в аспирантуре, подготовила кандидатскую диссертацию по теме “Формирование стратегии развития региональной экономики с использованием самоорганизующихся систем управления открытыми инновациями”. И тут в нашей семье появился первенец. А когда вышла из декрета, диссертационный совет при вузе закрыли. Нужно было искать ближайший. Нашла его в Приволжском федеральном университете в Казани. И представляете, в год, когда защитилась, в 2015-м, родила второго ребенка. Но от своей цели стать кандидатом наук не отказалась. Всё время, пока шла к получению научной степени, публиковала свои статьи в различных изданиях, их накопилось немало. Хочу отметить, что многозадачность позволяет собраться, самоорганизоваться. А еще очень важна поддержка. Мне в этом плане повезло: можно было опереться на мужа.

Важно и руководителям
— Какие дисциплины вы преподаете?
— На бакалавриате — инновационный менеджмент, управление рисками и персоналом, международный маркетинг, основы менеджмента и маркетинга. На магистратуре — персональный менеджмент, управление человеческими ресурсами, стратегии продвижения, управление инновационной деятельностью предприятия. Последние — сфера моей научной деятельности. Сейчас на бакалавриате ввели дисциплину “Гибкие навыки развития карьеры”. Она очень интересная и полезная для всех студентов. Лекции по персональному менеджменту для магистрантов читаю на химическом, машиностроительном, историко-географическом факультетах, факультете управления и социальных технологий, конечно же, на родном экономфаке.
— Мне рассказывали, что среди магистрантов, которые обучаются маркетингу и менеджменту, немало руководителей, в том числе высокого уровня. Это так?
— Встречаются, но больше руководителей среднего звена. Думаю, это связано с тем, что они понимают: обучение должно быть непрерывным. Многие идут сами, хотят повысить квалификацию, пройти переподготовку. Начальники отделов, специалисты — среди обучающихся. Необязательно такие студенты поступают сразу после бакалавриата, кто-то окончил вуз уже давно, но видит необходимость в получении таких знаний. Уже работающие специалисты ответственно относятся к учебе. Несмотря на загруженность, посещают занятия, выполняют задания, искренне заинтересованы в том, чтобы узнать что-то новое. С такими людьми приятно работать. Кстати, до сих пор бытует мнение, что экономистов много, мол, работать им негде. Это миф. Жизнь на месте не стоит, постоянно появляется что-то новое в нашей жизни и деятельности. Специалисты в этой области всегда востребованы.

Развенчиваем мифы
— Говорят еще, что при обучении менеджементу и маркетингу в основном используется зарубежная литература, переведенная на русский язык. Или это тоже миф?
— Миф, конечно. Действительно, когда я училась и начинала работу, отечественной литературы было мало, в том числе исследований в этой сфере. Были книги, например, Филипа Котлера, его исследования брались за образец. Но сейчас подавляющее большинство литературы, методических пособий — от отечественных авторов. Да что говорить, мы и сами разрабатываем такие пособия, внедряем их по тем или иным дисциплинам. И статей, в том числе опубликованных в изданиях, одобренных высшей аттестационной комиссией, выпускаем немало. Те области знания, которыми я занимаюсь, — это наука со своей терминологией, понятийным аппаратом, выдающимися исследователями. Вот простой пример. Приходят ко мне на экзамен студенты, берут билет и вдруг начинают пересказывать что-то своими словами или просто выдумывают на ходу. Ну, кроме смеха это ничего не вызывает. Представляете, если бы при решении задачи по физике студент начал бы выдумывать формулы. Экономика — это фундаментальная наука со своими законами, и их нужно знать, чтобы суметь применить на практике.
— Можете привести пример современных исследований?
— Допустим, изучение скрытого спроса. Говоря простым языком, это желание потребителя приобрести товар, которого сейчас нет на рынке. Например, человеку, особенно пожилому, тяжело и долго убираться в квартире. Одно из решений для него — робот-пылесос. До какого-то момента этого товара не было, а потребность существовала. Так вот, задача в том, чтобы, используя научные методы, решить проблему. И таких примеров можно привести много. В той же сфере развития человеческого капитала. Как сделать так, чтобы работник развивался в рамках конкретного предприятия, как использовать по максимуму его потенциал, раскрыть новые грани таланта, мотивировать к деятельности и так далее. Это большой комплекс вопросов, которые необходимо исследовать. Без твердых знаний тут не обойтись. А их даем именно мы.

Без знаний никуда

— Получается, в своей работе вы ориентируетесь на знания?
— Да, это основной критерий работы со студентами. Дело не в том, строгий ты преподаватель или нет, а в том, чтобы обучающийся предъявлял полученные знания, которые усвоил на лекциях и практических занятиях, умел дискутировать, доказывать свою позицию, привлекать дополнительный материал, погружаться в тему. Рада, что студенты нашего университета соответствуют высоким стандартам, к которым стремится вуз.
— На какой факультет вы бы рекомендовали поступать сейчас?
— На тот, где преподаются дисциплины, интересные самому человеку. Навязывание какого-то направления, на мой взгляд, неправильный подход. Тому же я учу и своих детей: если тебе нравится чем-то заниматься, в дальнейшем нужно переходить на более высокий уровень знаний именно в этой сфере. Благо в ЧувГУ представлен огромный спектр факультетов. Кстати, когда выезжаю в школы на профориентационные мероприятия, указываю ребятам именно на этот момент. Но, конечно, мне как экономисту было бы приятно видеть умных ребят у нас. Нам есть что рассказать, и мы знаем, как грамотно направить мысли будущих специалистов в то русло, где они могут добиться многого.


О НОВОЧЕБОКСАРСКЕ

Татьяна ЧЕРНЫШОВА, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук:
— Мне нравится наш Новочебоксарск. Город уютный, компактный. Здесь всё знакомо, стабильно. При этом видно, что здесь стремятся к развитию, не останавливаются на достигнутом. Это очень важно. И многое зависит от нас, горожан, нашего отношения к тому месту, где мы живем.

  • Татьяна ЧЕРНЫШОВА, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук