Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Мастер спортивного кадра

В.Железняков: “У фоторепортера должно быть чутье: где на мероприятии будет эпицентр эмоций”.  Фото из личного архиваМастер спортивного кадра

В.Железняков: “У фоторепортера должно быть чутье: где на мероприятии будет эпицентр эмоций”. Фото из личного архива


0

Перечисление всех регалий и заслуг этого человека заняло бы слишком много места и времени. Впрочем, о фотохудожнике лучше всего говорит востребованность его снимков. Работы Валерия ЖЕЛЕЗНЯКОВА можно увидеть во многих российских музеях. Кроме того, они хранятся в личных коллекциях жителей не только России, но и Англии, Германии, США, Японии... Недавно Валерий Александрович отметил серьезный юбилей — 60 лет. Хороший повод для разговора о творчестве, работе и хобби, которым является для него фотодело.

фотокор по совместительству
— Так получилось, фотографией я увлекся через журналистику. В начале 80-х, когда уже работал директором спортивного клуба “Октябрьский” в Иркутске, у нас проводилось огромное количество меро­приятий. Журналистам было некогда, и они просили: “Валера, напиши нам что-нибудь!”
Написал раз, два. Видимо, понравилось, и они стали заказывать конкретные статьи. Как-то на Дне физкультурника работал вместе с фотографом газеты “Советский спорт”. Он мне и сказал: “Чего ты меня выдернул, сам бы фотографировал! — а у меня ни фотоаппарата не было, ни навыков никаких. — Я тебе подскажу”. Так и увлекся, начал не только писать, но и фотографировать. Сначала ради спортивных снимков купил “Практику”, потом еще один фотоаппарат, объективы...
С лабораторией повезло: помог иркутский ДК — выделил небольшую комнатку. Так я вполне успешно совмещал основную работу с подработкой независимым фотокором. Сначала спорт, а потом и другие мероприятия. Кто-то заказывал текст, кто-то только фото, кто-то и то, и другое.
Параллельно стал посещать фотоклуб “Кедр” (позже меня выбрали его председателем). Там познакомился с ребятами, увлекающимися не репортажной, а творче­ской фотографией. Постоянное общение в кругу журналистов, фотографов — так помаленьку все мы росли, учась друг у друга. Кроме того, я посещал все семинары, о каких слышал. Несколько раз был во Владивостоке, Риге, Астрахани, Москве. В Чебоксарах тогда участвовал в выставке в 1989 году.
Считаю, мне очень повезло. В 80-е было действительно много подобных мероприятий, тусовок. На них встречал индивидуумов, которые творили удивительные вещи, но не показывали их нигде, кроме своего городского кружка. Потрясающие авангардные работы, как их тогда называли — “другая фотография”, то есть все то, что не влезало в рамки соцреализма и не поддерживалось государством. Сейчас, с появлением Интернета, кое-что всплывает из запасников. Однако многих авторов я, к сожалению, не могу найти до сих пор.
А была она действительно прогрессивной. И, что удивительно, отпечатанной в лаборатории вручную такими способами, которые по­вторить не получится. Фотограф не только придумывал композицию снимка, он и выбирал тип пленки, способ проявки, печати. Все эти факторы делали каждый экземпляр уникальным.  
Неповторимый снимок
— Я как-то раз (еще в 80-х) продал фотографию в Англию, думал, что смогу напечатать с негатива еще одну себе — повторить не получилось. Так что моя фотография где-то в Англии висит, а у меня такой больше нет и не получится.
— Что на ней изображено?
— Да ничего особенного: по улице под дождем бегут женщина с мальчиком. Но как раз после печати появилась в ней трехмерность и динамика. Тогда, в 80-е, иностранцы приезжали учиться к нам, особенно старались понять, почему у нас очень необычная черно-белая фотография (цветной тогда и не было).
— А как вы выходили на покупателей-иностранцев?
— Это же было время распада СССР. Нам сказали: выживайте как можете. И мы выживали — подрабатывали в нескольких газетах, ездили в творческие командировки по Дальнему Востоку, оттуда привозили серии фоторабот и продавали. Выглядело это примерно как на Арбате, только возле трассы на Байкал. На те деньги, помню, купил хорошую камеру.
С тех пор наша группа разбрелась: кто-то в Париже живет, кто-то в Иркут­ске остался, кого-то уже нет. “Французский” друг сейчас через Интернет пытается снова нас собрать, хотя бы в режиме онлайн. И мы с улыбкой вспоминаем это сложное, но интересное время, когда получали за свои работы доллары, йены, фунты, марки — возможно, тогда это было нельзя, даже не помню.
Приезжала к нам делегация из Мексики и США — интересовались нашей школой черно-белой фотографии. Нашим главным секретом была казанская пленка типа 17, предназначенная, по сути, для аэрофотосъемки. С обычным проявителем снимки получались слишком контрастные. Но у нас были свои растворы и технологии, именно под эту пленку, позволявшие получать очень качественные снимки.
Еще одним ее плюсом было то, что она, как кинопленка, продавалась в бобинах по 300 метров. Каче­ство других фотопленок (в мелком рулоне) могло сильно различаться в зависимости от партии. А все 300 метров типа 17 были одинаковы по качеству заливки. Зная ее свойства, можно было балансировать с чувствительностью, светом и другими параметрами, предугадывать результат и не ошибаться. Конечно, приходилось много с ней возиться: в темноте разматывать, нарезать на куски.  
Иностранцы, конечно, захотели и себе такую приобрести, только в магазинах ее было не достать, лишь используя личные связи. Я сам ее сразу по 2-3 бобины заказывал. Хватало надолго.
Аризонская лужа в Юракове
С середины 90-х живу в Новочебоксарске, в Юракове. Неподалеку от дома была огромная лужа. Обычная, ничего особенного. Долго мимо нее ходил, поглядывал и наконец-то снял на цветной слайд. Распечатал и показал друзьям, чтобы они отгадали, какая местность изображена на фото. Чего только не предполагали! В том числе что это озеро где-то в далекой Америке, штат Аризона… В общем, получилась полная иллюзия.
Это я к тому, что у фотографии есть свой язык и на нем из “ничего” нужно уметь сделать “что-то”.  
Первое название у фотографии было — светопись. Сперва нужно понять, что такое “свет”, и научиться им “писать” — без этого на фото даже красивый от природы цветок таким на снимке не получится. Потом уже нужно учиться понимать “цвет”. Кстати, российским фотографам этого не хватало — у нас же не было цветных пленок. Только в 90-х появились первые цветные слайды и школа цветной фотографии. По­этому и сейчас мало хороших, интересных именно цветных снимков.
Сочинская медаль
Несколько лет подряд я ездил в Сочи снимать строящиеся объекты, Красную Поляну. В общем, облазил весь город. Аккредитовался и на самой Олимпиаде, но как главный редактор спортивного издания. Сам бегать везде не мог и сконцентрировался на сборе информации, координировал работу других. Да сам бы вряд ли снимал то, что хотел, — даже самым крутым фотографам не везде было реально попасть: мировые СМИ и телевизионщики заняли практически все лучшие точки.
Помимо этого, в прошлом году я заметил, что у меня накопилось много спортивных снимков. Объединил их в три совершенно разные выставки: “Ст@дион” (профессиональный спорт), “ФизКУЛЬТ-ура!” (массовый спорт) и “Паралимпийцы”. Еще никогда у меня в один год не проходило сразу три выставки, сам в это не верил.
И совсем недавно мне из Москвы прислали памятную медаль за работу на Олимпиаде и грамоту, подписанную Президентом.
Сейчас очень много работы — две газеты, сайт, меро­приятия Союза фотохудожников… Хотелось бы сконцентрироваться на своем творчестве. Все отпуска уходят на творческую фотографию: серии про Питер, Сочи были сняты как раз в отпуске. Такой отдых.
В поиске смыслов
Как фоторепортеру мне, с одной стороны, близка документалистика, с другой — художественный подход. У фоторепортера должно быть чутье: где на мероприятии будет эпицентр эмоций. Нужно рассказать несколько историй, зацепить все самые интересные точки события. Когда получается найти несколько разных историй в одном событии, это очень вдохновляет.
В 2002 году ездил в Нижний Новгород на Международный фотографический пленэр. За три дня участникам нужно было “создать фотоисторию современного города”.
Сперва в голове возникла тема связи символов старины и современности:
ГАЗ-24, герб города, памятники Чкалову, Горькому и другие знаковые места. Ко второй теме “Красный день” подтолкнул праздник, который как раз проходил в те дни. Уже в процессе съемок родилась и третья тема, сюрреалистичная. С помощью разных фильтров и объективов снимал абстрактные наложения кадров и смыслов.
Каждый день снимал параллельно для каждой темы, которые потом сформировались в отдельные серии и “прозвучали” на выставках в Йошкар-Оле, Нижнем и Чебоксарах. Были и такие снимки, которые не вошли ни в одну серию и выставлялись по отдельности. Например, “Бурлаки”. Их я снял рано утром: двое здоровых мужиков “впряжены” в телегу, нагруженную большими коробками, и тащат ее мимо “мерседесов”. Такой контраст.
— Фотоаппарат всегда при вас?
— Не всегда, но тогда я шел на работу и был “вооружен” двумя камерами, разными объективами. Сюжет ведь может возникнуть неожиданно. С помощью фотографии я изучаю этот мир визуально, через темы, к которым периодически возвращаюсь. Главная тема, конечно, человек, живущий на Руси: его снимал в Сибири, на Дальнем Востоке, в Москве, Петербурге, Чебоксарах…  
код Бессмертия
Мы были свидетелями СССР, у нас остались фотографии, которые сегодня интересны и актуальны с точки зрения истории. Например, мне посчастливилось несколько раз встретиться с писателем Валентином Распутиным. Он фотографироваться не очень любил, так что снимков с ним немного. Зато он был влюблен в природу родного сибирского края. У меня и появилась идея посвятить ему выставку: один-два портрета и Ангара, которую я снимал на цветные слайды. Если грамотно объединить, должно получиться.
Встречался и с писателями Астафьевым, Солженицыным, с Булатом Окуджавой — его снимок вместе со строками вошел в мою выставку ко Дню Победы. Так что с годами даже в отдель­ных снимках появляется что-то уникальное.
Хочу найти время разобраться в архивах, напечатать что-то интересное, ту фотографию, которая была 30-40 лет назад. Те же фотографии “Бессмертного полка” — это же огромная историческая ценность! Каждый снимок несет свой временной код, который бессмертен.

НАША справка

Валерий Железняков родился 12 мая 1955 года в поселке Новый Свет Кемеровской области. Окончил Иркутский университет по специальности “Журналист”, факультет фотоискусства Иркутского народного университета культуры. В июне 1996 года переехал в Новочебоксарск.
В данный момент работает главным редактором газет “Возрождение-21” и “Спортивный вестник Чувашии”. С 2012 года возглавляет ЧРО Российского союза фотохудожников.

  • В.Железняков: “У фоторепортера должно быть чутье: где на мероприятии будет эпицентр эмоций”.  Фото из личного архива