Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Маршрут повышенного риска

Только столб и остановит. Фото с сайта www.zarulem.wsМаршрут повышенного риска Доехать. Живым

Только столб и остановит. Фото с сайта www.zarulem.ws


2

На днях в Чебоксарах общественность бурно обсуждала видео серьезной аварии с участием маршрутного автобуса. Молодой водитель с минимальным стажем вождения  разогнался по Московскому проспекту и, уйдя в занос, практически срезал опору освещения. Мощный бетонный столб на остановке “Ул. Афанасьева”.
И напомню, что это не просто остановка общественного транспорта. Это мощный пешеходный хаб, насыщенный студентами, пациентами РКБ и просто обитателями окрестных учреждений. Отсутствие серьезно пострадавших — это чудо.

Перевозчики разгулялись
И такие “чудеса” у нас происходят регулярно. Едешь себе по делам и постоянно видишь просто глупейшие ДТП с участием одичавших маршруток. Летят, скажем, два микроавтобуса, и возникает у водителей непреодолимое желание влететь (именно так) в остановку непременно первым. И сталкиваются. Ежедневно.
А вот когда у меня ломается машина, мне становится тревожно. Потому что даже одна поездка в этих шальных микроавтобусах вызывает мощное желание отправить запросы в Следственный комитет, ФСБ и Генпрокуратуру. А на следующий день в УФАС, Роспотребнадзор и службу по изгнанию диаволов, если таковая есть в РПЦ. Недавно, кстати, в Нижнем Новгороде к работе над маршрутками и вправду ФСБ подключили. Видимо, совсем разгулялись перевозчики.
Нередкая картина: маршрутка с разгону оттормаживается, едва заезжая в остановочный карман. Садится дед. Маршрутка сразу уходит в рывке вперед, и под скрип закрывающейся двери водитель орет: “За проезд передаем!” Дед, едва не падая в проеме, говорит, что передаст на остановке, якобы обилечивать в пути небезопасно.
В ответ водитель резко бьет по тормозам и, открывая дверь, орет: “Выходите! Поедете на другой, будете мне еще настроение портить!” Далее следует моя ария: мягко прошу водителя успокоиться и начать движение, “пока не началось”. Водитель сразу успокаивается, но в разговор вступают пассажиры с криком: “Нам ехать надо, что вы тут возникаете?!”
Это я вижу каждый день. И каждый день поражаюсь той бесхребетности населения, все это терпящего. Я за пару недель ни разу не слышал замечания водителю из-за разговора по мобильному, из-за прокуренного салона.

Гонки за рубежом...
А теперь что со всем этим бардаком делать. Во-первых, не изобретать велосипед. Все это проходили все страны планеты.
Вот Великобритания. В 80-х там пошли на поводу у либералов и предоставили полную свободу конкуренции перевозчикам. Доля госкомпаний на рынке Англии снизилась с 75 до 5%. Частники разгулялись в полную силу — стали покупать мелкие автобусы, которые сразу перегрузились людьми в часы пик, полностью забыли про расписание движения и на английских улицах начались так называемые “Bus wars” — гонки по чувашскому сценарию, говоря проще. И аварии, трагедии, ранения…
В то же время в самом Лондоне этой свободы частникам не дали. Компании там стали лишь операторами: они покупали автобусы, нанимали водителей и перевозили пассажиров. Но маршрутная сеть, тарифы, расписание и координация разных видов транспорта оставались в руках городских властей. Именно в Лондоне ввели в оборот универсальные билеты, сделавшие пересадки между разными видами транспорта быстрыми и бесплатными. Результат — количество перевезенных автобусами пассажиров в столице выросло на 33%!
Или другой пример. Чили. Столица — Сантьяго. В 2007 году власти отказались от местного аналога маршруток, реорганизовали маршрутные сети, ввели единые билетные системы и привлекли частные компании, получающие оплату за километраж. Но системы GPS-контроля долгое время не работали. Поэтому водители, чья оплата зависела только от пройденной дистанции, проезжали многие станции без остановки и не следили за оплатой проезда. При всем этом бывшие маршрутчики продолжали незаконно подвозить горожан за наличные.
Спустя полгода рейтинг президента Чили упал на 11%, и ему пришлось извиняться и исправлять ситуацию. Большинство операторских контрактов было переведено с покилометровой оплаты на оплату за каждого перевезенного пассажира, а часть выделенных полос для автобусов была преобразована в систему скоростного автобусного сообщения и все наладилось.

...и у нас
В России есть оазисы в пустыне маршрутного беспредела. Что-то невероятно позитивное было сделано в Череповце. Неплохо изменилась соседняя Казань — все, наверное, уже видели их красные автобусы. Изучать надо этот опыт и перестать попустительствовать еле найденным на рынке и с разбегу трудоустроенным водителям. Люди же гибнут.
Как можно Новочебоксарску быть таким негостеприимным городом, когда туристы вынуждены стоять на остановках и гадать (нигде ничего не обозначено), куда едет странный фургон с нумерацией? Или гадать сквозь тонированный салон, где же едет маршрутка сейчас?
В Чебоксарах в этом вопросе серьезные подвижки, там теперь остановки автоинформатор объявляет. И даже такая, казалось, маловажная деталь, как внешний облик водителя, его дресс-код. Но это тоже важно для общей культуры движения и оказания услуг населению. Уж очень хочется, чтобы пассажиры здоровались с водителем, входя в салон, и благодарили, выходя на остановке. И чтобы водитель желал доброго утра и пенял тех, кто женщинам с детками места не уступает.
Впрочем, какое там доброе утро? Особенно в Новочебоксарске. Для начала из нашего города уехать надо, а это теорема серьезная. Сотни горожан мерзнут по утрам на остановке. ГИБДД наконец-то взялась наводить порядок — с перегрузом борются.
Делать маршрутный поток гибким, увеличивая количество автобусов в часы пик, похоже, никому не нужно. Это чревато убытком. А пассажироперевозки сегодня максимально рассчитаны на извлечение дохода. Тем более что, как обещают власти, скоро дикие маршрутки уйдут-таки в прошлое. Уступив место нормальным автобусам и троллейбусам.

Альберт Ильин, член Общественного совета МВД ЧР
  • Только столб и остановит. Фото с сайта www.zarulem.ws