Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Маяковский. Актуален.

“Я – поэт. Этим и интересен”Маяковский. Актуален. Кумир

“Я – поэт. Этим и интересен”

Валерий БАКЛАНОВ,  фотографМаяковский. Актуален. Кумир

Валерий БАКЛАНОВ, фотограф

Дмитрий СОКОЛОВ,  актерМаяковский. Актуален. Кумир

Дмитрий СОКОЛОВ, актер

Елена СВЕТЛАЯ, поэтессаМаяковский. Актуален. Кумир

Елена СВЕТЛАЯ, поэтесса

Денис ГРОМОВ,  дизайнер рекламыМаяковский. Актуален. Кумир

Денис ГРОМОВ, дизайнер рекламы

Нина ЛЮБИНАРСКАЯ,  блогерМаяковский. Актуален. Кумир

Нина ЛЮБИНАРСКАЯ, блогер


1

Грядущие люди! Кто вы?
Вот — я,
           весь боль и ушиб.
Вам завещаю я
                       сад фруктовый
                                          моей великой души.

Так писал Маяковский, поэт и гражданин. 7 (19) июля — день рождения поэта. В этом году эта дата, скорее всего, пройдет почти незамеченной, но страна уже готовится широко отмечать юбилейные 125 лет в следующем году. Мы решили немного опередить время и заодно выяснить, почему век спустя популярность этой неоднозначной личности переживает очередное рождение.
Непонятый многими ревнителями классической литературы, он притягивал молодежь своим новаторством, энергией, ломкой традиционных представлений о поэзии, что и выделяло его из всех. И, похоже, продолжает привлекать и сейчас.

Разрешите представиться
И хотя в Чебоксарах Маяковский никогда не бывал, упоминания о нем в культурной афише города мелькают постоянно. Весь сезон в Камерном театре с успехом шел моноспектакль “Разрешите представиться, Маяковский”. Его режиссер-постановщик, а также актер, исполняющий главную роль, Игорь МИЛОСЕРДОВ рассказал о своем личном отношении:
— Маяковский — великий поэт и реформатор языка. С его появлением в сцениче­ском звучании слова появилось такое понятие, как звукопись. У него слово имеет не только смысл, но и особое по­строение и сочетание звуков. Недаром многие актеры учатся сценической речи именно на его произведениях.
А еще в его поэзии есть открытая, бешеная энергия, часто в гротесковой буффонадной манере. Это очень близко и к площадному кричащему театру, и к интимному камерному.
Всех, кому интересно было бы погрузиться в эту атмосферу, я приглашаю в день рождения поэта (19 июля) на небольшое мероприятие и спектакль “Разрешите представиться, Маяковский”.

Освещая путь во мгле
Недавно в Чебоксарах открылся молодежный центр “Маяк”. Что это за место и какое отношение имеет к поэту, мы спросили у Марго СУРИКОВОЙ, координатора площадки.
— “Маяк” изначально задумывался как культурная и творческая площадка, направленная на развитие молодежи и специализирующаяся именно на ней. Поскольку центр находится в библиотеке имени Маяковского, он стал носить созвучное имя. (Кстати, “Маяк” — такое прозвище было у поэта при жизни, а дети величали рослого мужчину не иначе как “дядя Маяк”. — Прим. ред.) В том числе как символ объекта, освещающего путь во тьме и собирающего вокруг себя одинокие корабли.
Маяковский — личность незаурядная и поэтому всегда будет привлекательна для молодежи. Бунтарский дух, неподчинение канонам и традициям, создание чего-то нового, не идущего ни в какое сравнение с уже сделанным, — не таким ли человеком стремится стать каждый из нас? Открытие центра было посвящено раскрытию личности Маяковского не только как поэта, но и основоположника советской рекламы, создателя журнала “ЛЕФ” и не только.
На открытие пришло около полусотни молодых людей от 16 до 27 лет. По окончании встречи публика делилась исключительно положительными впечатлениями — подобного типа мероприятия крайне редки для Чебоксар. Неформальная обстановка, понятный для молодежи язык изложения мыслей и текста притягивают молодых думающих людей, поскольку индустрия развлечений не может удовлетворить всех потребностей, в том числе необходимость личностного развития.
Ко дню рождения поэта МЦ “Маяк” готовит очередное мероприятие, которое раскроет еще одну грань личности Маяковского: 21 июля пройдет выставка плакатов “Нате”, на ней современные дизайнеры представят работы, отсылающие к тем самым “Окнам РОСТА”.

Это все он
Спорить, находить доводы за и против актуальности — величию русского поэта и художника Владимира Маяковского от этого ни тепло ни холодно. Факт остается фактом: несколько поколений молодежи России выбрали его кумиром.
 Неоднозначный, громкий, талантливый, бунтующий, пробивающий свинцом своих фраз сердце — это все он, Владимир Маяковский. Искрометный, ироничный до сарказма — и это он, Маяковский. Наш. Ходивший по тем же улицам, что и мы. Родной. Зовущий нас к переменам и наполняющий душу устремлением к звездам.

Опрос

“Грани” поговорили с представителями творческих профессий и спросили их мнения: актуален ли Маяковский сегодня, а если и актуален, то в какой из своих ипостасей: как поэт, художник, актер или драматург?

Валерий БАКЛАНОВ, фотограф:
— Мне он ближе как художник. В 1911-1915 годах создал много работ — от смешных рисунков и шаржей до вполне профессиональных портретов.
В годы войн и революций Маяковский рисовал плакаты, снабжая их стихотворными строками: сначала для издательства “Сегодняшний лубок”, а потом для “Окон РОСТА”.

Дмитрий СОКОЛОВ, актер:
— Для меня все творчество Маяковского является ценным. Считаю, что Владимир Владимирович один из тех поэтов, которые сильно изменили отношение общественности к поэзии. Что касается его произведений, то, пожалуй, самыми любимыми для меня являются стихотворения “Сергею Есенину” и “Лилечка”, также поэма “Облако в штанах”.

Елена СВЕТЛАЯ, поэтесса:
— Признаюсь, я не поклонница литературного творчества Владимира Маяковского, зато всегда поражалась его таланту художника. Мне очень нравится его тонкий юмор в рисунках и портретах. Например, рекламный плакат Резинтреста, портрет-шарж на И.Репина.
Денис ГРОМОВ, дизайнер рекламы:
— Серия плакатов и слоганов “Окна РОСТА”. За неординарный подход Маяковского в политической, коммерче­ской и социальной рекламе. В те времена, да и на сегодняшний день его работы яркие, меткие как графически, так и словесно.

Нина ЛЮБИНАРСКАЯ, блогер:
— Маяковского не надо любить, его нужно просто знать и принимать таким, какой он есть. Как человека, придумавшего невообразимую форму стихотворного слога. Живущего в эпохе, знакомой нам лишь из книг. Как борца, бунтаря и, конечно же, романтика. Для каждого он свой.

Во весь голос

Слушайте,
      товарищи потомки,
агитатора,
      горлана-главаря.
Заглуша
      поэзии потоки,
я шагну
      через лирические томики,
как живой
      с живыми говоря.

Мой стих дойдет
      через хребты веков
и через головы
      поэтов и правительств.

Мой стих трудом
      громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо,
     как в наши дни
                     вошел водопровод,
     сработанный
                     еще рабами Рима.

В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк
случайно обнаруживая,
вы с уважением
ощупывайте их,
как старое, но грозное оружие.

Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
(отрывки из поэмы “Во весь голос”,
1929-1930 гг.)

Как у соседей?

В Казани Маяковский бывал трижды, впервые с друзьями-футуристами в 1914 году. На встречу собралось огромное количество студентов.
Многое в этом выступлении было скандальным: тройка друзей тщательно и долго распивала чай на сцене, не обращая внимания на публику. Вместо председательского колокольчика в руках у одного из них был огромный пожарный колокол, которым он время от времени зычно благовестил. Но когда Маяковский начал говорить, большинство присутствующих было покорено содержательностью, ясностью, выразительностью его выступления.
Скандальность происходящему придавали его желтые рубашка и галстук. Кстати, эта деталь дала название одному из популярных клубов — “Желтая Кофта”, где в основном проходят рок-концерты, фестивали.
В Нижнем Новгороде, куда Маяковский приезжал лично, можно найти немало отсылок. На главной прогулочной улице, Большой Покровской, неподалеку от здания университета есть кафе с яркой вывеской, на которой изображена Лиля Брик с знаменитого плаката “Окон РОСТА”, названия бутика повторяют буквы инициалов поэта “W” и “M”. Жаль только, нет никаких обозначений на бывшем здании гостиницы “Россия”, где в январе 1927 года Нисон Капелюш сделал один из лучших фотопортретов Маяковского.

  • “Я – поэт. Этим и интересен”
  • Валерий БАКЛАНОВ,  фотограф
  • Дмитрий СОКОЛОВ,  актер
  • Елена СВЕТЛАЯ, поэтесса
  • Денис ГРОМОВ,  дизайнер рекламы
  • Нина ЛЮБИНАРСКАЯ,  блогер