Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Ландыши, ландыши

07.02.2013 /
Фото http://feltzman.narod.ruЛандыши, ландыши

Фото http://feltzman.narod.ru


0

Выдающемуся композитору-одесситу, классику песенного жанра Оскару Фельцману 18 февраля исполнилось бы 92 года. Его называют “Королем легкого жанра”. Песни О.Фельцмана украшают будни и праздники миллионов людей.

Детство
Родился он в 1921 году. Отец — знаменитый в то время хирург-ортопед Борис Иосифович, который прекрасно играл на фортепиано. Это он привил сыну любовь к музыке с детства. Про него говорили: “Боря Фельцман — лучший врач среди пианистов и лучший пианист среди врачей”.
Пятилетнего сына отец отвел в музыкальную школу к Петру Столярскому на Приморском бульваре. Через две недели занятий на скрипке Оскар заявил: “Не хочу стоять — устал!” Столярский мгновенно отреагировал: “Садись за рояль”. С тех пор Фельцман играет сидя.
Сочинять музыку Оскар стал с 6 лет. Дома импровизировал и упрашивал бабушку не выдавать родителям. Приехавшему в Одессу Шостаковичу сообщили: “Вот шестилетний мальчик, который пишет музыку”, — а тот напророчил автору большое будущее в профессии. Так и получилось.

Юность
Московская консерватория — уже композиторский факультет, класс знаменитого В.Шебалина, который направил Николаю Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку Фельцмана как композитора. Дальше война и эвакуация в Новосибирск, где в 20 лет стал ответственным секретарем Союза композиторов.
Ему предложили написать оперетту по пьесе В.Катаева “Синий платочек”, с чем молодой композитор справился за две недели. Критика кричала о провале, а автор понял, что хочет посвятить себя “легкому” жанру. И ни минуты об этом не пожалел.
В годы войны молодой композитор писал музыку для филармонии, Ленин­градского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии. На родину вернулся в 1945-м.

О классике
Он напишет еще не одну оперетту. В 1948 году на сцене Московского театра оперетты состоялась премьера музыкальной комедии “Воздушный замок”. Еще две поставили в Театре оперетты и Театре Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1952 году написал “Концерт для скрипки с оркестром” в трех частях. Каждая из них собирала залы.
Уже в 70-е Оскар Борисович пишет несколько балладных циклов: “Баллада о бессмертии” на стихи Роберта Рождественского, “Баллада о красках”, “Баллада о знамени”, “С любовью к женщине”, “Испанские сюжеты” на стихи Евгения Долматовского.
Чуть позже создает музыку к опереттам “Тетка Чарлея”, “Старые дома” и “Пусть гитара играет”. Все три с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии.
В середине 80-х Фельцман организовал для авторских концертов инструментальный ансамбль “Огни Москвы” с солисткой Ириной Аллегровой. Затем создает вокальный цикл “Песни былого”, которые спел И.Кобзон.
На стихи Юлия Гарина создано 12 песен, которые сам исполнил в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города.
“Гениальные композиторы XX века на улице не валяются. Гениями были Прокофьев и Шостакович, а остальные — выдающиеся”, — говорил Фельцман.

Песенное творчество
“Даже танцевальные песни должны быть мелодичны, чтобы в них не было бессмысленных слов. А то порой в некоторых песнях “Я тебя люблю” повторяется по сто раз, но это ничего не дает”, — говорил Оскар Фельцман.
Помимо классической музыки стал писать и песни. Первая из них — “Теплоход” (на стихи Драгунского и Давыдович), которая позже вошла в репертуар Леонида Утесова.
Фельцмана больше знают именно как автора популярных эстрадных песен, которые исполняли мастера эстрады: Утесов, Бернес, Трошин, Магомаев, Пьеха, Хиль, Толкунова, Гуляев, Отс, Лещенко, Анофриев. Песни звучали во многих городах мира на разных языках.
Особо популярными стали “Ландыши” на стихи Ольги Фадеевой. Однако компартия песню, в припеве которой поется “Ландыши, ландыши — светлого мая привет…”, посчитала “пошлостью” и портящей вкусы молодежи.
Пресса с критикой обрушилась на композитора. Начались гонения, продолжавшиеся более 20 лет. А молодежь, да и люди старшего возраста, не обращая внимания, распевали “Ландыши, ландыши”. Подхватили их и в других странах.
До сих пор востребованы песни Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи “Огромное небо”, “Белый свет”, “Венок Дуная”, “Манжерок”, “Ничего не вижу”. Он называл ее своей любимой исполнительницей.
Оскар Фельцман также написал ряд камерных произведений: “Десять романсов на стихи Инны Лиснянской”, “Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой”, “Цикл песен на стихи Хаима Бялика”.

Удивительная судьба одной из песен
Судьба песни “Помнят люди” стала самой удивительной для композитора. Стих поэта-фронтовика Евгения Долматовского написан на основе достоверного факта.
В оккупированной Белоруссии фашисты поймали разведчика и повели на расстрел. К ним бросилась местная девушка с криком: “Отпустите моего младшего брата!” Так она спасла незнакомого человека.
Написав мелодию, Фельцман отдал песню Людмиле Зыкиной, и она проникновенно исполнила эту балладу на “Песне-77”. Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:
Ничего о них мне больше не известно,
Но о брате и сестре сложили песню.
Может, в Грузии ту песню он услышит
И письмо ей в Белоруссию напишет.
Через год нашелся тот разведчик! Он жил в Тбилиси и услышал песню любимой певицы. Спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии. Все вместе они встретились в Грузии.

О космонавтах и песне “Я верю, друзья”

Перед запуском в космос первого искусственного спутника Земли Фельцману предложили написать песню, которая сопровождала бы знаменательное событие. Подумав, он сказал: “Музыку, может, и да, но у меня же нет текста”.
Оказалось, об этом уже позаботились. Владимир Войнович, тогда просто Володя, продиктовал слово в слово ныне известный текст “Я верю, друзья”. Первым спел В.Трошин. На следующий день вся страна услышала “Заправлены в планшеты космические карты...”.
Потом эту песню взял в космос Гагарин. Ее распевали дуэтом, летая одновременно на двух кораблях, Попович и Николаев — и по­шло-поехало... С тех пор у космонавтов это стало доброй приметой — перед каждым полетом в космос обязательно звучит “На пыльных тропинках...”.

Семья
С женой Евгенией Кайдановской прожили более 60 лет. Сын — известный американский пианист Владимир Оскарович.
На родине он не мог раскрыть потенциал полностью: на фестивали за границу выпускали редко, а для пианиста это потеря хорошей формы. И в 1986 году сын уехал работать в США. Теперь он профессор Нью-Йоркского университета, признан одним из самых выдающихся пианистов мира.
“В сыне мое продолжение... Его музыкальная душа несет дальше частицу моей души. Я благодарю Бога и судьбу, что Владимир не только талантлив, но и приобрел такое грандиозное исполнительское мастерство”, — говорил Фельцман.
В ночь на 3 февраля 2013 года великий композитор Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности. 

По материалам различных СМИ
  • Фото http://feltzman.narod.ru