Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Купцы “дома Давидова”. Как алатырские сектанты царских времен создали производство и завалили поволжские ярмарки своей продукцией

Ярмарка в Казани, 1900 год. Милютинские продавали здесь свои тканые изделия, которые пользовались огромной популярностью.Купцы “дома Давидова”. Как алатырские сектанты царских времен создали производство и завалили поволжские ярмарки своей продукцией История в личностях

Ярмарка в Казани, 1900 год. Милютинские продавали здесь свои тканые изделия, которые пользовались огромной популярностью.

Фотоателье на ул. Вокзальной в Алатыре. 1925 год.Купцы “дома Давидова”. Как алатырские сектанты царских времен создали производство и завалили поволжские ярмарки своей продукцией История в личностях

Фотоателье на ул. Вокзальной в Алатыре. 1925 год.

Дворянский мальчик (1909 год) — одна из немногих фотографий мастерской Милютинских, сохранившихся до наших дней.Купцы “дома Давидова”. Как алатырские сектанты царских времен создали производство и завалили поволжские ярмарки своей продукцией История в личностях

Дворянский мальчик (1909 год) — одна из немногих фотографий мастерской Милютинских, сохранившихся до наших дней.


0

После публикации материала — краткого экскурса в историю алатырского купечества — в редакцию газеты “Грани” поступило несколько писем с просьбой подробнее рассказать о видных представителях дореволюционного предпринимательского сообщества города. Выполняем эти просьбы. Поговорим о купцах Милютинских.


Предприимчивые скопцы

В первой половине XIX века Милютинские были одной из самых ярких купеческих династий Алатыря. В 1840-х семье принадлежала фабрика по производ­ству шелковых поясов, на которой трудилось до 200 работниц. Продукция сбывалась на ярмарках по всему Поволжью: в Симбирске, Карсуне, Суздале, Казани, Арзамасе, Сызрани, Бугульме, Бугуруслане, в самом Алатыре и окрестных селах. Обороты Милютинских только в поясном производстве достигали 100 тыс. рублей в год. Кроме того, семья занималась выделкой меха за­ячьих шкурок, полотняным и тканевым производством.

Основателем купеческого рода Милютинских был экономический крестьянин деревни Милютино Алатырского уезда Михайла Вялов. Он родился около 1754 года, свою вторую фамилию “Милютинский” получил от названия родной деревни. 

Михайла, как и всё его семей­ство, принадлежал к секте скопцов и был “кормщиком” алатырского “корабля”. Секта возникла в середине XVIII века, выделившись из другой — хлыстовщины. Как и хлысты, скопцы собирались на тайные молитвенные собрания — радения. На них сектанты занимались ритуальными плясками, впадали в экстатические состояния и про­рочествовали. Главным отличием скопчества от хлыстовщины было то, что скопцы, усилив аскетическую направленность хлыстовского учения, стали практиковать кастрацию — ритуальную ампутацию половых органов. Кроме того, скопцы обожествляли основателя своей секты Кондратия Селиванова, который выдавал себя за чудесно спасшегося императора Петра III.

Предпринимательская деятельность была частью стратегии выжива­ния секты скопцов, так как оскопление считалось уголовным преступле­нием и преследовалось по закону. Государственным гонениям скопцы противопоставляли экономическую мощь секты. Накопленные в ней капиталы в периоды преследовании использовались для взяток чиновникам.

В деревне Милютино последователи скопчества жили еще в конце XVIII века. Сам Михайла, по его собственным словам, был оскоплен около 1782 года.


Под надзором полиции

О том, как Милютинский сумел сколотить капитал, сведений не со­хранилось, однако в 1806 году он уже был алатыр­ским купцом и еще имел должность смотрителя за наличием в городских лавках контрабандных товаров. В этот период Милютинские вели торговлю различной продукцией сельского хозяйства, в частности салом. Кроме того, они арендовали у городских монастырей мельницы, закупали зерно у крестьян и торговали мукой.

В 1806 году “милютинское общество” попало в поле зрения властей. Оказалось, что скопчество распространилось по селениям Алатырского, Ардатовского и Курмышского уездов Симбирской губернии. От строгих мер тогда воздержались, велено было заботиться только о том, чтобы не происходило новых оскоплений.

Однако в 1816 году Милютинские привлекались к следствию по делу об умершем от оскопления жителе одного из алатырских сел. Его жена заявила: “муж ее нередко ходил и ее принуждал ходить в городе Алатыре в дом купцов Милютинских, для слушания и пения неизвестно ей каких по вере стихов”. В доме купцов устроили обыск. Он показал, что “в означенном доме, строении и заведениях моленной не найдено, равно и книг существующих к секте скопцов никаких не оказалось”. Тогда же выяснилось, что в семействе Милютинских оскопленными оказались глава семейства Михайла и его сыновья — Семен и Михаил, родившиеся до оскопления отца.

Купцы были оставлены под надзором полиции.


Поднялись из долгов

Следующий период предпринимательской деятельности Милютинских начался после смерти Михайлы в сентябре 1817 года. Всё свое имущество он завещал жене Авдотье Ивановой. Ввиду значи­тельных долгов Михайлы разным людям на всё имущество Милютинских Алатырский городовой магистрат наложил секвестр.

Однако Милютинским, несмотря на долги, удалось поднять производство шелковых поясков. В 1822 году была устроена красильня шелка на шесть котлов. В 1826 году на предприятии работали до 50 наемных девушек и с десяток мужчин. В этом же году затраты на производство составили 13 тыс. рублей.

В 1832 году умер сосланный в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь основатель скопчества Кондратий Селиванов. Оставшиеся на свободе лидеры скопчества, богатые петербургские и московские купцы, решили перенести центр секты из Петербурга, в котором стало небезопасно, в отдаленный Алатырь. В доме Семена Милютинского было решено устроить “Горний Иерусалим” или “Давидов Дом” — духовный центр скопчества.

И секта, и бизнес купцов процветали еще почти 20 лет. В 1852 году власти решили положить конец деятельности милютин­ского “корабля”, в Алатырский уездный суд было представлено дело об оскоплении крестьян разных сел Алатырского уезда. Главу секты Семена Милютинского отправили в тюрьму, где он и умер в 1857 году.


Перед революцией

Никаких сведений о деятельности алатырских скопцов после разгрома секты не сохранилось. Однако род Милютинских не прекратил свое существование. В 1862 году, после смерти дочери Семена Натальи, всё имущество, в том числе и поясное заведение, перешло по завещанию ее племяннику Владимиру Милютинскому. Он был землевладельцем, получил в приданое землю, которую сдавал в аренду. Кроме того, он содержал постоялый двор в Алатыре. Сын Владимира Николай стал владель­цем фотоателье в Алатыре. Николай был бездетным, и после его смерти фотографическая мастерская досталась его брату Василию.

Тот родился в 1875 году. После окончания городского училища он в течение пяти лет брал частные уроки живописи, а затем в течение шести лет занимался росписью церквей, писал иконы. Занимался он и светской живописью. Сегодня почти нет возможности оценить мастер­ство Милютинского: в фондах Алатырского художественного музея имеется только одна небольшая его работа.

После смерти отца Василий Милютинский получил крупные средства к существованию, часть которых употребил на постройку каменного дома, а часть, 7,5 тыс. рублей, вложил в сберкассу. В дореволюционный период Милютинский придерживался умеренно-оппозиционных политических взглядов.


Последний Милютинский?

Октябрьскую революцию Василий Милютинский воспринял враж­дебно. В 1918 году он по распоряжению Чрезвычайной судебно-следственной комиссии Алатыря был заключен под стражу, в феврале-марте 1919‑го был обложен “чрезвычайным революционным налогом”. 

В период НЭПа от­ношение Милютинского к советской власти несколько смягчилось, однако вместе с началом коллективизации он опять занимает критическую позицию по отношению к Советскому государству, публично критикует политику Сталина, восхваляет Троцкого, Зиновьева и Бухарина. Всё это приводит Милютинского к новому аресту в 1929 году. Причиной ареста, судя по всему, стал донос одного из коллег по художественному ремеслу.

Неосторожные высказывания Милютинского не были расценены как представляющие опасность для советской власти. Особое совещание при Коллегии ОГПУ 23 апреля 1930 года постановило “зачесть в наказание срок заключения и из-под стражи освободить”.

После освобождения Василий Милютинский переехал в Казань и стал работать в конторе “Татфото”. В 1940 году он был вновь аресто­ван за “злобную клевету на руководство партии и правительства и за восхваление Троцкого” и осужден на 8 лет лагерей. В 1941-м, уже находясь в лагере, арестован по­вторно, и 2 января 1942 года расстрелян в Казани.

Василий Милютинский был женат дважды. В документах не упоминаются его дети, но указано, что он “женат — 2 чел. семьи”. Это можно понимать как то, что, помимо самого Милютинского, в семье было еще два человека. Есть разные сведения о людях с такой фамилией и отчеством Васильевич — какие из этих людей потомки Милютинских, сказать сложно.

Однако до сих пор в Алатыре работают несколько предпринимателей с фамилией Милютин. Потому, возможно, род виднейших купцов, как и их стремление поколениями делать бизнес, не угас и по сей день.



  • Ярмарка в Казани, 1900 год. Милютинские продавали здесь свои тканые изделия, которые пользовались огромной популярностью.
  • Фотоателье на ул. Вокзальной в Алатыре. 1925 год.
  • Дворянский мальчик (1909 год) — одна из немногих фотографий мастерской Милютинских, сохранившихся до наших дней.

 Похожие публикации