Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Крымский отпуск: Испытано на себе

Чайки предпочитают еду выпрашивать у туристов.  Фото Ирины ПАВЛОВОЙКрымский отпуск: Испытано на себе

Чайки предпочитают еду выпрашивать у туристов. Фото Ирины ПАВЛОВОЙ

Восток полуострова богат солеными озерами.Крымский отпуск: Испытано на себе

Восток полуострова богат солеными озерами.

На озере Сиваш обитают колонии самых разных птиц. Крымский отпуск: Испытано на себе

На озере Сиваш обитают колонии самых разных птиц.

Самые красивые рассветы и закаты можно увидеть на Арабатской косе.Крымский отпуск: Испытано на себе

Самые красивые рассветы и закаты можно увидеть на Арабатской косе.


0

Наши знакомые, узнав, что мы собираемся в Крым на автомобиле и планируем жить в палатке, удивлялись и недоумевали. Ехать на машине до полуострова долго и утомительно, считают они, а ночевать в палатке неудобно и небезопасно. 

 

Так как коронавирус еще гуляет по стране, а мы не переболели, то от гостиниц решили отказаться. И уменьшить контакты с людьми. Забегая вперед, скажем, что нам это удалось только отчасти. Дело в том, что Крым в этом году заполнен до отказа, на пляжах почти нет мест, в городах пробки. Кажется, такого наплыва отдыхающих на полуострове давно не было. По крайней мере, мы, путешествующие в Крым почти каждое лето, видели такое впервые. 

 

Эх, дороги!
Самое сложное в этой поездке — дорога. Вернее, ее длина. От Новочебоксарска до Крымского моста около 2000 километров. Поэтому кто-то делает одну ночевку по пути, кто-то — две, попутно осматривая достопримечательности. Мы обычно туда едем два дня, обратно — три. 
Путешествие на автомобиле требует особой подготовки, поэтому загоняю машину на техосмотр за один-два месяца до отпуска. “Гранте” шесть лет, и она успела пройти больше 130 тысяч километров по самым разным дорогам. За это время она ни разу не подвела. Кроме тех случаев, когда я пытался проехать там, где гоняют только джипы.
Второй обязательный пункт — это список необходимых вещей. Мы часто ставим палатку в безлюдных местах и далеко от городов, поэтому нужно иметь все, что может пригодиться в непредвиденных случаях. В багажнике у нас двухместная палатка, надувной матрац, два спальника, туристический стол, два складных кресла, портативная горелка с несколькими газовыми баллонами и много других полезных вещей. И конечно, вода. В Крыму ее найти непросто. Многие города и села полуострова страдают от ее нехватки после того, как Украина перестала снабжать регион днепровской водой. Россия выделяет большие средства на эти цели. Этим летом на организацию снабжения водой Симферополя привлекли военных. 
В Коктебеле уже на исходе нашего путешествия мы встретили земляков из Чувашии. Они только прибыли на полуостров. Тоже путешествовали на автомобиле, а багаж везли на прицепе. И в нем большую часть занимала вода — 200 литров! Мы, конечно, берем меньше. Но у нас есть карта, на которой обозначены уже изученные нами места — родники или святые источники в монастырях, где можно взять воду. Еще ее можно купить в магазинах в крупных городах по 3 рубля за литр. Если же вы планируете путешествовать по восточному Крыму, то воды нужно брать много. Тут вы ее не найдете!

 

Как проехать Аркадак и не оставить там колеса
В путь мы отправились в половине третьего утра. К ночи нужно было проехать 1300 км, так как ночевку мы запланировали на реке Курдючья, где обычно тусуются скалолазы, облюбовавшие каменистые склоны. Место красивое, находится недалеко от трассы М-4. До Ростова-на-Дону отсюда рукой подать, всего 100 км. 
Самый быстрый пусть лежит через Саранск — Пенза — Борисоглебск — Богучар — Ростов-на-Дону — Брюховецкая — Славянск-на-Кубани. Но мы не любим быстрые пути и решили срезать, сразу после Пензы уйдя на участок Сердобск — Аркадак — Балашов — Поворино. Но дорога здесь плохая, и труднопроизносимые слова “Аркадак” и “Сердобск” вы еще долго будете вспоминать недобрым словом. Здесь ямы, колдобины, камни и грязь. 
Изрядно намучившись на этой дороге, мы проскочили Балашов, потом Урюпинск. Посмотреть их не удалось — спешили. Отсюда лучше ехать к М-4 через Калач и Богучар. В противном случае придется 4 километра ползти по разбитой дороге между Волгоградской и Ростовской областями. Мы выбрали последний вариант. К счастью, потом до самой трассы М-4 шла хорошая и практически пустая дорога.
М-4 хороша тем, что на ней можно держать скорость 100-105 км/час и легко опережать другие машины. Но есть и минусы. Она скучная и монотонная, поэтому некоторых клонит в сон. И на ней часто бывают пробки. Если бы не они, к месту ночлега мы бы прибыли на закате. А в итоге приехали в темноте и уснули прямо в машине.

 

Слева — Сиваш, справа — Азовское море
Второй день выдался более спокойным. Предстояло преодолеть всего 700 км. После завтрака быстро доехали до Ростова. На въезде в город я слишком круто вошел в поворот, на что сразу же отреагировал молодой сотрудник ГИБДД, подняв жезл.
— Спали ли вы ночью? — спросил он.
— Да, — ответил я бодро, — всю ночь спал, проснулся час назад.
— Счастливого пути! — сказал он, и мы поехали дальше.
Дальше можно ехать в сторону Краснодара по платным участкам М-4, но мы выбираем другой путь: Азов — Брюховецкая — Гречаная балка — Славянск-на-Кубани. Чуть дольше, зато машин мало, а дороги на юге в целом хорошие. Можно любоваться местными пейзажами и смотреть, как живут ростовчане и краснодарцы, проезжая станицы и поселки.
Еще немного, и мы на Крым­ском мосту. На часах почти четыре вечера, и мы едем в Керчь. На рынке покупаем продукты и местные сим-карты. К сожалению, кефаль мы приобрести не смогли: торговки рыбой ушли, уборщица уже мыла полы в зале. Зато затарились фруктами (черешней, арбузом, дыней, персиками), копченой салакой, крымским квасом и лучшим на полуострове лимонадом. 
Мы держим путь на Арабат­скую косу — впереди у нас целых четыре дня полного уединения на природе. Место известно тем, что по правую руку от косы находится вечно волнующееся из-за постоянных ветров Азовское море, а по левую на многие километры (120 с севера на юг и 120 с запада на восток) тянется соленое озеро Сиваш, на спокойных водах которого обитают целые колонии чаек. Там можно увидеть довольно близко журавлей, орланов, соколов, лебедей, цапель, куликов. Земли вокруг никогда не вспахивались, поэтому можно увидеть реликтовые растения. Берег моря покрыт мелким ракушечником, волны во время штормов выносят медуз. Развлечений никаких, разве что можно порыбачить и, конечно, покормить чаек, которые предпочитают искать корм не в море, а выпрашивать его у туристов. Полеты вертолетов, регулярно курсирующих над косой и контролирующих пограничную зону, совсем не мешают отдыху. Где еще увидишь так близко самые современные модели на службе у нашей армии? А еще здесь можно встречать рассвет и провожать закат.
Мы поставили палатку на самом берегу и собрались спокойно насладиться природой, но она внесла коррективы в наш план.

Продолжение следует.

 

  • Дорогие читатели! Мы продолжаем конкурс “Мой удивительный отпуск”. Расскажите о своих путешествиях по Чувашии и России во время пандемии. Какие места вы посетили, как доехали, какие впечатления остались от поездки. Пришлите также свои фотоснимки к рассказу по электронной почте pavlova@grani21.ru. Авторы лучших фоторепортажей получат призы от газеты “Грани”. В теме письма обязательно укажите “Мой удивительный отпуск”. 
  • Чайки предпочитают еду выпрашивать у туристов.  Фото Ирины ПАВЛОВОЙ
  • Восток полуострова богат солеными озерами.
  • На озере Сиваш обитают колонии самых разных птиц.
  • Самые красивые рассветы и закаты можно увидеть на Арабатской косе.