Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Иван Михайлов: “Мне интересно общение без слов”

Иван Михайлов: “Мне интересно общение без слов”

Иван Михайлов с проектом “Мегаполис” на выставке в Арле (Франция). Photo by Marie B. Schneider


2

Когда он станет знаменитым фотографом, а в этом тридцатилетний Иван Михайлов уверен точно, искусствоведы, изучая его творчество, наверняка этот период его жизни назовут “темно-синим”. На стене мастерской репродукции картин Пикассо “голубого” периода, от которых веет холодком и, глядя на которые, будто глядишь в бездну. Или в самого себя. Совершенно логичным завершением этого процесса несколько лет назад для Ивана Михайлова стал проект “Автопортрет”, поразивший любителей фотографии откровенностью героя и автора.
И то, что сейчас на стене работы Пикассо и Модильяни (“Девочка в голубом платье”), — все это не зря. Иван готовит новый проект, и главный цвет в нем будет темно-синий. Цвет ночи. Зрители увидят его весной на столичном фотобиеннале. Кстати, именно в Московском доме фотографии и началось его восхождение, которое он сам скромно называет “строкой в портфолио”. Проект “Мегаполис” после успешного дебюта в галерее Зураба Церетели в 2009 году уже побывал в четырех странах, последняя выставка открылась во французском городе Арль две недели назад.

— Помните свой первый снимок?
— К сожалению, первый не получился. Мне было пять лет (кстати, я родился в Новочебоксарске и до восьми лет жил в этом городе). Отец, а он фотограф, дал мне камеру “Смена”. Я фотографировал всех в детсадовской группе. Помню, как старательно позировали мои друзья. Но я не знал или забыл о том, что после каждого кадра нужно перематывать пленку. Все 36 кад­ров снял на один. Очень расстроился, когда выяснилось, что пленка пустая.
А сознательно и систематически начал фотографировать на втором курсе художественно-графического факультета Чувашского педуниверситета.
— Отец как-то влиял, учил?
— Папа ничему не учил. Никогда не вмешивался в творческий процесс. И ему за это очень благодарен. Я, конечно, видел его фотографии. Возможно, по ним чему-то учился, сам того не осознавая и не понимая. И все-таки фотографическое образование получил самостоятельно. В основном учился по журналам, картинкам.
С 2003 года начал ездить на мастер-классы в Питер. Их устраивают фотошколы северной столицы. В качестве выступающих приглашали тогда зарубежных фотографов: Миккеля Маккалиндена (Норвегия), Массимо Берсани (Италия), Юлию Варга (Франция), Эрнестину Рубен (США), Игоря Лебедева (Россия). Мне это очень многое дало.
Сейчас пытаюсь забыть все, чему учился, и просто фотографировать так, как я хочу.
— Определились с жанром в фотографии?
— Как такового одного направления, которого строго придерживаюсь, нет. Мне совершенно все равно, в каком жанре сделан снимок. Важен сам проект, идея, которая в нем заложена. И я четко придерживаюсь ее. Для одного проекта снимаю сотни фотографий, и лишь 20 из них останутся в проекте, будут распечатаны, и только их увидит публика. Мне нравится со­единять разные жанры, например, порт­рет и пейзаж.
Много думаю над темой. Исследую ее, углубляюсь в нее. Только так можно передать на снимке чувства, эмоции.
— Что для вас важно?
— Честность, искренность. Это важно не только в общении с искусством. Быть честным перед самим собой — такова моя жизненная позиция.
Фотография — это способ общения с людьми, познания окружающего мира. Уверен, нет ничего в жизни более интересного, чем человек. Как он устроен, как строит отношения с другими людьми, с природой, с самим собой?
— Снимать людей тяжело? От кого зависит успех портрета: от фотографа или от модели?
— Нет, снимать людей совсем не тяжело. Я два часа разговариваю с человеком и всего 10 минут его снимаю. Важно, чтобы он мне доверял.
Я не ловлю моменты, я их реконструи­рую. Кадры вижу задолго до того, как встречу человека или нажму на кнопку камеры. Я как режиссер, который собирает детали. Могу увидеть что-то в одном человеке и сфотографировать в другом. Творческий процесс больше похож на съемку фильма.
Успех снимка, конечно, зависит только от меня. Я выбираю момент, когда нажать на кнопку.
Фотография это всегда небольшая ложь. И несмотря на то, что снимок — это изображение, создающееся без участия человека. Подсознательно, глядя на него, человек верит изображению. Он видит реальных людей, места, ситуации, но в фотографии есть ложь. Она в том, что зритель “видит” глазами фотографа. И те мысли, которые возникнут у него в голове, уже навязаны ему ракурсом ли, композицией ли, цветопередачей того, кто смот­рел в объектив камеры и безжалостно нажимал на кнопку. Не зря во все времена фотография была средством манипуляции. И в политике, и в масс-медиа, и в рекламе. Создание некоего образа в рекламе — продает товар, в политике — набирает голоса, в искусстве — передает идеи или отношение художника к вещам, событиям...
— Как находите моделей?
— Сама жизнь помогает, устраивая случайные встречи. Общаюсь, знакомлюсь с интересными людьми. Люб­лю скрытых, их можно долго разглядывать и открывать все новые и новые черты характера, находить объяснения их поступкам.
— Важно, какой камерой снимать?
— Если хочешь напечатать картинку метр на метр, то мыльницей ее не снимешь.
— Вы зарабатываете фотографированием?
— В Чебоксарах неплохо продаются панорамы города. Они в большом количестве висят в конференц-залах офисов. Если этим заниматься серьезно, то на хлеб с маслом хватит. Было время в моей жизни, когда деньги были важнее. Сейчас я весь в искусстве. Новые проекты полностью владеют мною.
— Как относитесь к фотографии в Интернете?
— А вы будете ходить в музей и там смотреть в монитор?
— Ваши работы красивые или вызывают интерес, эмоции?
— И то, и другое.
— Чем фотограф отличается от художника?
— Я не вижу различий. Себя считаю художником.
— Не боитесь повторяться в творчестве?
— Думаю, я повторяюсь в каждой своей работе. И это происходит независимо от меня. У кого-то это стиль, у кого-то одна и та же навязчивая тема.
— Самый успешный ваш проект?
— “Мегаполис”. Его показали на фотобиеннале в Москве, молодежном биеннале в Центре современного искусства в Стамбуле, в Греции в Салониках, и две недели назад я был на открытии фестиваля “Фотографические встречи в Арле”. Мероприятие проходит в рамках Года Россия—Франция-2010. Очень понравилось. Прекрасная страна. Чудесная выставка.
— Расскажите о проекте.
— Это серия портретов молодых людей, которые переехали из провинции в Москву. Я их нашел через Интернет. Жил у своих героев, много общался с ними и делал портреты. Они рассказывали о себе, мотивах, которые побудили их переехать в столицу, о том, чего достигли и о чем мечтают. Под каждой работой — текст. Это нечто среднее между документальным проектом и арт-проектом. По форме — искусство, а по содержанию — документалистика.
Все люди на снимках реальные и рассказывают не чью-то историю, а свою. Каждый из них закутан в одеяло, плед, они стоят на балконе на фоне размытого города. Главным для меня было показать атмосферу. Постарался передать то, что чувствует человек, оказавшийся в большом городе. Возможно, поэтому проект пользуется в Европе популярностью. Эти фотографии можно было бы сделать в любом крупном городе: и в Париже, и в Нью-Йорке, где угодно. Они понятны и здесь, и там.
— Герои “Мегаполиса” счастливы?
— Я пришел к выводу, что нет однозначных критериев оценки этого понятия. В моем проекте участвовали абсолютно разные люди, каждый из них по-своему воспринимает действительность. Кто-то в Москве как рыба в воде, кого-то город угнетает, но по разным причинам они не возвращаются на родину.
— Как на вас действует Москва?
— Я ее очень долго не любил.
— Почему?
— Шумно очень. Абсолютно не мой ритм жизни. Прекрасно себя почувствовал только в последний свой визит — во время фотобиеннале. Потихоньку влюбляюсь в этот город. Туда хорошо приезжать взбодриться. А Чебоксары расслабляют сильно. Здесь глубоко погружаешься в себя. Если предстоит принять важное осмысленное решение или творить, то только здесь, на родине.
— Как покорялась столица?
— В Москву поехал через Питер. Там проводятся так называемые “портфолио-ревю”. Собираются эксперты, фотографы, искусствоведы, кураторы. Их список заранее известен. Ты готовишь свои картинки, проекты, портфолио и показываешь. Это такой способ знакомств. Я по­ехал в Питер, показал работы куратору Московского дома фотографии. Через некоторое время мне позвонили и сказали, что проектом они довольны и берут его на фестиваль.
— Кроме чувства приближенности к касте избранных что дают выставки?
— Делаю себе имя. Большинство коммерческих галерей не работают с молодыми и неизвестными фотографами, потому что это рискованно. А когда у тебя в портфолио серьезные выставки, то тобой интересуются.
— Художнику важно видеть другие страны, другие города?
— Это важно для любого человека, независимо от того, художник он или нет. Путешествия расширяют границы представления о мире. В Чебоксарах я могу прожить максимум месяц. Потом неудержимо захочется в другие города.
Поездка в Индию для меня была сплошным приключением, шоком — визуальным, интеллектуальным. Совершенно другая планета. Я умудрился отстать от группы в Гималаях. Потерялся, впрочем, ненадолго. Но этого хватило, чтобы я по-другому посмотрел на свою жизнь. Чебоксары после Индии казались сном, нереальностью.
— В каких странах еще побывали?
— В Словакии, Чехии, Австрии, Франции. Чем больше ездишь, тем больше хочется увидеть.
— Есть фотографы, чьи работы вдохновляют?
— Вдохновляют меня художники-импрессионисты. Модильяни очень нравится.
— Сколько стоила самая дорогая ваша фотография?
— Тридцать тысяч.
— Что сейчас читаете?
— Хосе Ортега-и-Гассет “Восстание масс”. Нравится мне очень еще Набоков. Сейчас так красиво никто не пишет. Когда его читаешь, то ощущаешь вкус слова.
— А фильмы?
— Я очень много смотрю кино. Пересмотрел всю киноклассику — Феллини, Бертолуччи, Такеши Китано, азиа­тское кино.
— Кем бы работали, если б не были фотографом?
— Дворником. Чтоб чистоту нести людям.
— Будет ли выставка ваших работ в Чебоксарах?
— Пока здесь никто мной не заинтересовался. В Москве все проще. Там для организации выставки нужно только мое согласие. Все остальное: печать фотографий, оформление работ — всем занимаются галереи. Во время выставки во Франции мне оплатили полностью все расходы, связанные с моим пребыванием там.
Арль такой же маленький городок, как и Новочебоксарск. Но можете представить в Новочебоксарске выставку из 60 проектов? А территория выставочного пространства настолько огромна, что с одного конца до другого приходится добираться на специальном автомобиле. Там собираются много фотографов из разных стран и заинтересованных людей.
— Было время, когда не имели ни копейки в кармане?
— Да, неделю назад. Это обычное состояние. Есть деньги — хорошо, кончаются — тогда начинаю работать.
— Строите планы?
— Найти галерею, которая бы продавала мои работы. И как бы пафосно это ни звучало, изменить мир.
— Что можете посоветовать начинающим фотографам?
— Не думать о фотографии. Думать о жизни.