Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Интеллигент в третьем поколении

Фото http://ruskino.ruИнтеллигент в третьем поколении Юрий Назаров

Фото http://ruskino.ru


0

В субботу, 5 мая, исполнится 75 лет заслуженному артисту РСФСР, народному артисту России Юрию Назарову. Его детство прошло во время Великой Отечественной войны. Юрий Владимирович — интеллигент в третьем поколении, со стороны матери все работали врачами.

Проучившись полгода в Щукинском училище, он решил сбежать на целину, как призывали партия и комсомол. Примером для подражания послужил не кто иной, как Щукин, который “пришел в актеры” прямо с фронтов гражданской войны. И друзья, и преподаватели тщетно пытались отговаривать первокурсника, заставили сдавать зачеты за полугодие. Рассчитывали на то, что талантливый студент одумается, но не тут-то было. Юра Назаров все сдал, забрал документы и уехал на строительство мостов в Казахстан.
Правда, на месте ему никак не сиделось. Энергичный парень трудился разнорабочим, стропальщиком, бетонщиком, проходчиком, молотобойцем. Работал в стройконторе, пробовал поступить в сельхоз­институт, потом пошел в Одесское мореходное училище, усердно обивал пороги военкоматов, чтобы его забрали в армию. Но судьба распорядилась по-другому: привела в театр. Тогда-то и поехал Юрий Назаров “перепоступать” в Щукинское училище.

Все дороги ведут... в театр
После “Щуки” выпускник три года проработал в “Ленкоме” и все никак не мог определиться, его ли это дело, а вскоре грянуло первое сокращение.
Затем Назаров вошел в труппу Государственного театра киноактера. Горьковский Лука в спектакле “На дне” — одна из знаковых ролей, сыгранных на сцене родного театра. Грима не было, Юрий просто перестал бриться и отпустил бороду.
Кинодебют Ю.Назарова состоялся в историко-биографическом фильме Сергея Юткевича “Рассказы о Ленине”. Первыми серьезными ролями актера на экране стали капитан Новиков в экранизации повести Юрия Бондарева “Последние залпы” и Петр Котельников в киноповести о битве под Москвой 1941 года “В трудный час”.

Сотрудничество с Тарковским
Полюбились актеру роли в фильмах Андрея Тарковского. Режиссер в шедевре “Андрей Рублев” обобщил образы власти имущих. Назаровские князья, Большой и Малый, друг на друга похожи как две капли воды, оба способны на вероломство, нарушение клятвы, на убийства и жестокость ради собственной политической выгоды, удовлетворения непомерного тщеславия. И в то же время и тот, и другой пекутся о благе народа.
Вторая встреча актера с мастером произошла в другом исповедальном фильме Тарковского “Зеркало”, где блестяще была сыграна роль контуженого военрука.
В картине “Земля Санникова” режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова Назаров точно вписался в образ запутавшегося Губина. В фильме с захватывающим фантастически-приключенческим сюжетом вместе с Юрием снимались Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Николай Гриценко.
Он часто недоумевал, почему режиссеры любили снимать его в военных ролях. Может, потому, что с малолетства обожал кирзовые сапоги и телогрейки? Вот и у режиссера Гавриила Елизарова Назаров снова столкнулся с военной прозой любимого Бондарева — исполнил роль сержанта Уханова в картине “Горячий снег”.
70-80-е годы для заслуженного артиста РСФСР — время необычайной востребованности и популярности. Тогда появились Михеев в “Ливне”, Шленов в “Трактире на Пятницкой”, Баев в киноповести “На новом месте”, Матвей Егорович Горяев в социальной драме “Признать виновным”, Стренберг в “Демидовых”, Баграт в приключении “Голова Горгоны”.

“Маленькая Вера”
В знаковом фильме эпохи перестройки “Маленькая Вера” Юрий Назаров создал образ отца главной героини — типичного советского работяги, измотанного однообразной работой, скандальной семейной жизнью, но при этом не потерявшего человеческого лица.
Именно эта картина Василия Пичула подвела черту под кинематографом советским и открыла экран потоку “перестроечных” картин — беспросветных, безнадежных, якобы отражающих настоящую жизнь, без прикрас.
Но актеру каким-то образом все же удавалось попасть еще и в роли своих любимых “советских” героев. Прокофий в киноповести “Несрочная весна”, участковый Поздняков в детективе “Вход в лабиринт”, военный в штабе в “Войне на западном направлении”, генерал в комедии “Мечты идиота”.
Не смог Юрий Назаров долго сопротивляться “рыночному” времени. Работать, правда, приходилось все больше “на общественных началах”. Например, за атамана в картине Николая Гусарова “Казачья быль” о походе царя Ивана IV на Казань не получил ни рубля гонорара.
Юрия Владимировича часто стали приглашать в сериалы: продолжение “Самозванцев”, “Черемушки”, “Воровка”, “Салон красоты”, “Игры в подкидного”. А еще с ним вышли боевик “Медвежья охота”, мелодрама “Поцелуи падших ангелов” и кинолента “Два цвета страсти”.

Личная жизнь
Около ста пятидесяти ролей в кино; при всем при этом актер Юрий Назаров скромен и самокритичен. Не жалуется он и на невнимание властей — ни одной премии и награды, хотя заслуги перед отечественным кинематографом вряд ли кто оспорит.
Это честный и принципиальный человек, который всегда открыто говорит о том, что думает.
В свое время много бывал за рубежом: в Японии, Вьетнаме, Корее, Индии, Финляндии, Италии, но всегда ловил себя на мысли, что тянет домой.
У Юрия Владимировича пятеро детей от двух жен, столько же внуков, зятья. Старшая дочка начала сниматься вместе с отцом, когда ей было шесть лет. Она окончила ВГИК, снялась в двадцати фильмах, младшая — с отцом в “Будулае, которого не ждут”. Актер замечательно играет на гитаре, поет народные песни (русские, украинские) и гордится тем, что живет в великой стране под названием Россия.
 

По материалам различных СМИ
  • Фото http://ruskino.ru