Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Инспектор по регламенту

0

С 1 сентября 2009 года весь инспекторский состав должен контролировать дорожное движение и следить за его безопасностью по новым правилам. Оформлять нарушения и аварии, отстранять от управления автомобилем и направлять на медосвидетельствование водителя,  даже представляться сотрудники ДПС начнут по регламенту.

До вступления в силу этого документа инспектора следили за порядком в соответ­ствии с наставлением по работе ДПС, утвержденным в 1999 году. И вот на смену ему пришли два документа: административный регламент и Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ под грифом “Для служебного пользования” — своего рода внутренний распорядок. Он вступит в силу одновременно с административным регламентом. В регламенте пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях.
Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. Инспектор обязан представиться, назвав свою должность,  звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Теперь он не должен отдавать честь участ­нику дорожного движения, с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие сочли затруднительным.
По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль? Инспектор может предложить водителю выйти из машины, чтобы устранить неисправность, при наличии у того признаков опьянения, для сверки номеров с документами, личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в процессуальных дей­ствиях, оказании помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Пройти в автомобиль или служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов.
Много спорили о засадах — так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: “Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям ГИБДД, не допускается”. Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль — это транспортное средство ГИБДД, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устрой­ствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость. К ним также отнесены и автомобили скрытого контроля — без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли останавливать участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
В документе впервые четко прописана разница между
осмотром и досмотром и в каком случае они применяются. Осмотр — это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для него могут быть ориентировки, указания в рамках спецмеро­приятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или имеются неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами — это тоже осмотр. При его проведении никаких процессуальных документов не составляется.
А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
В регламенте четко прописано, каким образом выявлять нетрезвых водителей. После того как инспектор утвердился в подозрении, что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование, тоже при двух понятых.
Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что, несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.
Один из главных спорных вопросов – это почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Теперь, если есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, инспектор должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
По материалам “Российской газеты”, № 4946, 7 июля 2009 г.