Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Глухой услышит, немой расскажет

Наталия Данилова учит “чувствовать” слова. Фото специальной общеобразовательной школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших.Глухой услышит, немой расскажет Резонанс

Наталия Данилова учит “чувствовать” слова. Фото специальной общеобразовательной школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших.


1

Статья “Кондуктор и водитель оказались глухи”, опубликованная 3 февраля в газете “Грани”, получила много откликов от читателей и посетителей сайта. Кто-то жалел школьника, обвиняя водителя и кондуктора в равнодушии, кто-то пытался свалить вину за случившееся на мальчика, мол, не маленький, мог бы как-то объясниться.

Мы не ожидали, что вокруг этого случая развернется такая дискуссия. Казалось бы, чего же непонятного: перед кондуктором школьник, не слышащий. И если возникла такая ситуация, то как бы ни старался он объясниться, ничего бы не получилось. Разве не кондуктор должен был постараться понять его? Ведь ему-то, здоровому — с прекрасным слухом и умением говорить чуть больше, чем просто “Выходите из автобуса”, — выяснить, в чем проблема, уж не составило бы особого труда.
Все это, по нашему мнению, произо­шло от того, что порой мы забываем о том, что рядом с нами живут, учатся, ездят в автобусах люди, которые нуждаются в понимании и чутком отношении больше, чем обычные. Потому решили рассказать читателям о том, как живут дети с недостатком слуха. Возможно, эта статья поможет некоторым проявить доброту и понимание не только в праздничные дни, но и в будни.
Сейчас в республиканскую специальную школу для глухих, слабослышащих и позднооглохших, которая находится в Чебоксарах на Богданке, из Новочебоксарска каждый день ездят шестеро школьников. Кстати, четыре года назад детей возил “Химпром”, оказывал таким образом спонсорскую помощь. Со сменой руководства закончилась и благотворительность. Тогда родители за помощью обратились в городскую администрацию. Но никто не нашел возможности решить проблему. Поэтому некоторые родители предпочитают отправить глухонемого ребенка в специальный интернат в Цивильском районе.
Ездить на 331?й маршрутке накладно. Социальный проездной там не действует. Но именно на этом маршруте можно без пересадок доехать до школы. С остановки всего три минуты пешком, к тому же не нужно переходить дорогу. Добираться, впрочем, приходится долго. У меня ушел ровно час на автобусе.
Школа располагается в здании бывшего детского сада. Кабинеты небольшие, в классах самое большее 6-8 человек. Вместе с директором Елизаветой Маловой обошли школу. Первое, что сразу же бросается в глаза, — уют. Здесь каждый уголок напоминает дом. В столовой новые столы и оборудование для кухни. Окно в ней большое, из него зимний сад весь как на ладони.
Кухня укомплектована вся — и плита, и посудомоечная машина, и моечные шкафы из нержавейки. Школа участвовала в проекте по совершенствованию питания школьников. Не всем досталось такое оборудование, потому здесь очень довольны тем, что в министер­стве не забыли про них. А дизайн стен придумали учителя.
В нескольких кабинетах заметила диваны — стоят за партами в дальнем углу. В классах, где занимаются младшеклассники, они завалены мягкими игрушками.
—?Не по правилам, конечно, это, — говорит Елизавета Викторовна. — Дети устают, и игры на диване их расслабляют.
А еще в школе тихо. Думаю, это не нужно объяснять. В коридоре молодые люди изъясняются жестами.
—?Тишина временная, — улыбается директор. — Они такие же дети, как и все. И если что, могут и отношения выяснять, и громко отстаивать свои права.
В то же время соглашается с тем, что в школе созданы особые условия для детей. “Конечно, мы их жалеем, а как по-другому?” — добавляет она. Впрочем, недавно один из выпускников приехал из Москвы и настоятельно просил “не жалеть”. Мир-то за окнами школы большой и совсем не добрый, без бойцов­ских качеств трудно в нем выжить.
Однако учителя специальной школы с этим не могут согласиться. Их ученики все-таки особенные. И учат их по специальным методикам. Есть даже специальный предмет. Называется он “Развитие слухового восприятия и формирование произношения”.
—?Учим детей умению слушать и говорить, — объясняет мне мудреный термин учитель-дефектолог Наталия Данилова.
Для обучения используют специальное оборудование — вибрирующий стол. Продемонстрировать новинку, ее, кстати, широко используют в европей­ских странах, согласилась ученица Жанна. Ей надели наушники, слова учитель произносит в микрофон, а Жаннины ручки на столе “ловят” волны. Так глухих детей учат правильно ставить ударение в слове и понимать интонацию произнесенного. Ощущение такое, будто пальцами читаешь слова.
В школе каждый ребенок ежедневно 20 минут обязательно занимается с учителем индивидуально. Преподают по специальным методикам, тем не менее дети изучают все то, чему учат и в обычной общеобразовательной школе. Основную школу оканчивают за 10 лет, в то время как в обычной на это отводится 9 лет. При желании ученики могут продолжить обучение в вечерней школе — это еще два года обучения. После выдается свидетельство об окончании средней школы. Сейчас в основной школе учатся 76 детей, а в вечерней 12.
—?Будущее наших детей, конечно, зависит от того, как идет реабилитация, — рассказывает Елизавета Викторовна. — У кого-то она идет быстро, у кого-то с проблемами. У нас очень хорошие дети. А сколькими мы гордимся! Двое учатся в МФТИ, многие продолжают обучение в наших вузах, как, например, Андрей Андреев, ставший чемпионом Сурдоолимпиады.
Его портрет и еще двоих чемпионов висит в холле школы.
Мы, конечно, не могли не спросить мнение директора и учителей по поводу случившегося с их учеником.
—?Чтобы из автобуса высадили, такого еще не было. Случаются, конечно, в жизни недоразумения, недопонимания. Мы стараемся адаптировать своих учеников к жизни в обществе. Летом выезжаем в лагеря, и там дети отдыхают со слышащими. Конечно, вначале они сторонятся друг друга, но к концу лагерной смены уже становятся друзьями. В прошлом году в Сосновке так подружились, что слышащие дети бегали за нашими и просили научить их жестам. Жестовая песня стала гимном этой смены. Все ее пели. Конечно, в школе мы создали для них тепличные условия. И если случается такая ситуация, то просто пожалейте их, постарайтесь помочь. Они очень контакт­ные и тянутся к людям. И умеют с благодарностью принимать помощь.
Наталия Данилова сама ездит каждое утро на этой же 331?й маршрутке. “Самые разные люди работают в этих автобусах, — говорит она. — Есть водители, которые по-доброму относятся к нашим детям. Бывает, видят издалека еще, что дети к автобусу бегут, так они подождут. А есть такие, которые просто не хотят ни понимать, ни вникать. Нет у таких желания понять и помочь”.
Статью хотелось бы закончить письмом нашей читательницы Галины Ивановны Лещинской:
“Когда прочитала эту статью, у меня был шок. Прослезилась, представив себя на месте ребенка и его матери. Я не знаю, сколько лет ребенку, но он молодец, не растерялся и дошел до дома благополучно. Могло случиться все что угодно. Могла сбить машина, он мог пропасть, а сейчас пропадают не только дети, но и взрослые. Как можно среди зимы да еще ближе к вечеру вытолкать ребенка из автобуса? Люди должны поступать по-людски. Можно остановить разбушевавшегося кондуктора, можно заплатить за ребенка. Не нужно стыдиться делать добрые дела. Мне, бабушке, стыдно перед этим ребенком за этих “людишек”, инвалидов душой. Пусть он простит их и знает, что не все мы такие”.

 

КАК ОБЩАТЬСЯ СЛЫШАЩЕМУ С ГЛУХИМ
• Привлеките внимание глухого воздушным “зовом” руки или дотрагиванием до плеча. И говорите только после того, как он обернется и посмотрит на вас.
• Глухие “читают” речь по губам. Произносите слова четко и медленно.
• Ни в коем случае не нужно кричать на глухого. Говорите голосом нормальной громкости, не тихо и не слишком громко.
• Будьте доброжелательны. Мимика, жесты и взгляд глухому “говорят” больше, чем слова.
• В разговоре желательно выражать эмоциональность (живость) лица и рук. Если вы говорите “да”, то дополняйте слово оживленным кивком головы. По возможности всегда используйте естественные жесты.
• Глухой нуждается чуть в большей эмоциональности в движениях рук и лица, но не в чрезмерной! Не перегибайте палку. 
• Возьмите лист бумаги и напишите ему. Пишите простые слова.
 

  • Наталия Данилова учит “чувствовать” слова. Фото специальной общеобразовательной школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших.