Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Друг с функцией навигатора

В специализированных школах собак-поводырей учат предупреждать хозяина о препятствиях. Друг с функцией навигатора

В специализированных школах собак-поводырей учат предупреждать хозяина о препятствиях.

Собака должна запоминать несколько десятков различных маршрутов и уметь выбирать наиболее безопасный. Фото с сайта Российской школы подготовки собак-проводниковДруг с функцией навигатора

Собака должна запоминать несколько десятков различных маршрутов и уметь выбирать наиболее безопасный. Фото с сайта Российской школы подготовки собак-проводников

Саша Канаков и Фара — лучшие друзья. Собака с заботой и вниманием следит за своим особенным хозяином. Фото Валентины КанаковойДруг с функцией навигатора

Саша Канаков и Фара — лучшие друзья. Собака с заботой и вниманием следит за своим особенным хозяином. Фото Валентины Канаковой

Валентина Канакова.Друг с функцией навигатора

Валентина Канакова.

Кинолог Мария КОЛЕСОВА.Друг с функцией навигатора

Кинолог Мария КОЛЕСОВА.


0

В мире, полном неизвестностей, гораздо легче идти, когда рядом с тобой надежное плечо друга. Для слепых таким проводником по жизни может стать собака. Но не для всех и не каждая. В России на 100 незрячих людей приходится лишь одно специально обученное животное.

История Саши
Саша родился слепым. Поняла это мама, новочебоксарка Валентина Канакова, когда заметила, что ребенок не реагирует на игрушки и движения. Диагноз мальчику поставили только в два года, проведя обследование в республиканской больнице.
“Мы приняли это как факт и стали приспосабливаться к жизни в таких обстоятельствах, — рассказывает Валентина Канакова. — В три года Саша пошел в детский сад. Он только освоился, выучил, где что лежит, начал ориентироваться, как детей перевели в другую группу на втором этаже. Саше необходимо было привыкать к новой обстановке, а у воспитателей не было возможности уделять ему больше времени, чем раньше. В коррекционный садик в Чебоксарах нас не взяли, поэтому мы стали заниматься дома.
В семь лет Саша пошел в специализированную школу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Классы там небольшие, по 6-12 человек, и учитель уделяет достаточно внимания каждому ученику. Саша был единственным слепым в классе (все остальные — слабовидящие), и он обучался по языку Брайля. Естественно, программа давалась труднее. Саша окончил 10 классов (равное девяти в общеобразовательной школе).
Обучение продолжил дома. Но из-за отсутствия общения с ровесниками у Саши началась депрессия. И мы решили завести ему четвероногого друга. Подумали: а здорово, если у него будет собака-поводырь”.

Школа для собак
“Поводырями могут стать не все собаки. Только те, что отличаются уравновешенным характером и изначально предрасположены к работе в социуме, — говорит кинолог Мария КОЛЕСОВА. — Как правило, это должны быть достаточно крупные породы, чтобы удерживать человека, направлять его. Чаще всего собаками-проводниками становятся немецкие овчарки и лабрадоры.
Обучение собаки-поводыря проходит в специальном центре. Щенков отбирают, учитывая их генетическую предрасположенность. В первую очередь они проходят социализацию. Затем их обучают навыкам общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом собаки должны идти на контакт с любым человеком. Ведь они отправляются к хозяину в возрасте примерно двух лет.
Такая собака проходит общий курс дрессировки, сдает тест на поведение в городе. Она должна запоминать несколько десятков различных маршрутов и по команде водить незрячего на работу, в магазин, аптеку. Она должна уметь выбирать наиболее безопасный маршрут, обходя ямы, лужи, выступы и другие препятствия. Если обход невозможен, собака останавливается и предупреждает хозяина о преграде. Подойдя к проезжей части, она должна ждать, когда прекратится движение транспорта, и только после этого продолжать путь.
Набор специализированных команд может быть индивидуальным. Например, она также может подавать упавшие вещи хозяину, приносить лекарства, выключать свет. Самостоятельно собаку можно научить только некоторым элементам помощи, а так они проходят обучение по специальной программе в школах.
Хозяином собаки-поводыря может стать человек, который готов обучаться, в состоянии самостоятельно управлять ею. Это должен быть такой тандем, где и собака будет понимать человека, и человек будет понимать четвероногого друга, потому что это всё-таки живое существо, за которым нужно ухаживать”.

Свет надежды Фара
Валентина Канакова позвонила в Российскую школу подготовки собак-проводников, что находится в Московской области. Узнала, что хозяином может стать только инвалид по зрению I группы и он обязательно должен пройти обучение по практической работе с собакой, правилам ухода за ней и основам ветеринарии.
“К сожалению, Саше еще трудно ориентироваться на улице, особенно в плотном движении пешеходов и транспорта и при шуме городских улиц. Он не может сам ходить с палочкой. Узнав об этом, в школе испугались, что он не справится с собакой и посоветовали обратиться снова, когда Саша будет готов.
Мы ждать не стали. Поэтому завели друга — лабрадора по кличке Фара. Это очень добрая, нежная и ласковая собака. Она живет у нас уже два года. С появлением Фары у сына прошла депрессия. Они постоянно вместе. Дома играют с мячиком: Саша кидает, она ему приносит. Веревку перетягивают. И на сердце становится тепло, когда слышу радостный смех сына и заливистый лай собаки”, — рассказывает Валентина Канакова.
Саша любит читать книжки, особенно нравятся ему биографии знаменитых людей. По телевизору слушает новости, потом рассказывает родителям, что в мире происходит.
Во Всероссийском обществе слепых (ВОС) в Чебоксарах и в библиотеке им. Н. Полоруссова-Шелеби в Новочебоксарске ходит на мероприятия: участвует в конкурсах, посещает концерты, бывает в поездках. В прошлом году принимал участие в конкурсе “Я — мужчина”, который проходил в Канашском районе. В нем слепые мужчины отвечали на вопросы викторины “Самый умный”, забивали гвозди в “Сделай сам” и соревновались в стартах “Физкультминутка”. Сейчас с другими членами ВОС он собирается поехать на форум по изучению специализированных инновационных технологий для людей с нарушениями зрения.
В планах также поехать в Волоколамск. Пройти реабилитацию, обучение, курсы по самостоятельности. И может, тогда у Саши появится собака-поводырь, которая позволит ему жить в условиях независимости, мобильности и общения. Наступит время, и он отпустит мамину руку, доверится своему четвероногому спутнику. Темнота полна неизвестности, но, нащупав теплый пушистый бок собаки, он поймет: друг рядом, а значит, беды нипочем. И на душе у мамы станет легко, когда она поймет, что может доверить сына такому надежному товарищу.


СПРАВКА

За годы Великой Отечественной войны резко возросло число людей, потерявших зрение. Необходимо было позаботиться о том, чтобы они нашли свое место в жизни и смогли работать. В июне 1945 года в Центральной школе военного собаководства по инициативе ее начальника генерал-майора Григория Медведева начались первые опыты по подготовке собак-проводников. Большую работу в этот период проделал офицер Александр Мазовер. Имея большой опыт по дрессировке собак различных служб, он взялся за это трудное дело. В сентябре 1945 года первая опытная группа собак-проводников (чуть больше 10 животных) была передана инвалидам войны, потерявшим зрение.
Сегодня собак-поводырей в России готовят только в двух организациях. Обе находятся в Подмосковье. Российскую школу подготовки собак-проводников “оканчивают” около 60 животных ежегодно. А учебно-кинологический центр “Собаки — помощники инвалидов” — около 25 собак в год.


  • В специализированных школах собак-поводырей учат предупреждать хозяина о препятствиях.
  • Собака должна запоминать несколько десятков различных маршрутов и уметь выбирать наиболее безопасный. Фото с сайта Российской школы подготовки собак-проводников
  • Саша Канаков и Фара — лучшие друзья. Собака с заботой и вниманием следит за своим особенным хозяином. Фото Валентины Канаковой
  • Валентина Канакова.
  • Кинолог Мария КОЛЕСОВА.