Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Для фронта, ради людей

Чебоксары начала XX века — город с развитой системой речного пароходства. Именно Волга служила ключевой артерией для перевозки грузов во время Первой мировой войны.  Фото из Госистархива ЧувашииДля фронта, ради людей 2022 - Год выдающихся земляков Чувашии

Чебоксары начала XX века — город с развитой системой речного пароходства. Именно Волга служила ключевой артерией для перевозки грузов во время Первой мировой войны. Фото из Госистархива Чувашии

Во время Первой мировой войны солдаты российской армии носили сапоги образца 1908 года. Их изготавливали в том числе из кожи, выделанной в Чувашии. На фото в центре — участник войны Игнатий Хозиков, уроженец деревни Пустынькасы, ныне части НовочебоксарскаДля фронта, ради людей 2022 - Год выдающихся земляков Чувашии

Во время Первой мировой войны солдаты российской армии носили сапоги образца 1908 года. Их изготавливали в том числе из кожи, выделанной в Чувашии. На фото в центре — участник войны Игнатий Хозиков, уроженец деревни Пустынькасы, ныне части Новочебоксарска

Изменение количества промысловых заведений  в Чебоксарском уезде. Источник: исследование историка Семена Блиняева, ЧувГУДля фронта, ради людей 2022 - Год выдающихся земляков Чувашии

Изменение количества промысловых заведений в Чебоксарском уезде. Источник: исследование историка Семена Блиняева, ЧувГУ


0

Продолжаем рассказ о чувашском крае в годы Первой мировой войны. В этом выпуске поговорим о постановке промышленности и торговли на военные рельсы. Наиболее примечательны в этом плане Чебоксары.

Даешь сапоги
Начавшаяся в 1914 году война переориентировала все отрасли экономики страны на нужды обороны. Она потребовала мобилизации материальных, людских и финансовых ресурсов. Уже в первые месяцы войны рухнули надежды царского правительства в отношении способности казенной военной промышленности и частных предприятий, привлеченных к оборонному производству, снабдить фронт всем необходимым.
К концу 1914 года проявился кризис в боевом снабжении армии: недостаток боеприпасов требовал широкого привлечения мирной промышленности к работе на нужды фронта.
Несмотря на то что до начала 1915 года вопрос о мобилизации мелкой промышленности не поднимался, в чувашском крае отдельные шаги в этом направлении были сделаны уже в первые месяцы войны. 22 сентября 1914 года казанский губернатор издал циркуляр, который возлагал общее руководство изготовлением сапог, сбор информации о количестве сырья, имеющегося в губернии, на учрежденные исполнительные комиссии. А приемку и осмотр изготовленной продукции — на общественные приемные комиссии.
Постановление в принудительном порядке обязывало сапожных мастеров и подмастерьев, проживающих в губернии, шить по “твердой” цене из собственного материала каждую неделю не менее двух пар сапог. К лету 1916 года норматив увеличили до трех пар.

Кузнецы, подсобите
В довоенных Чебоксарах практически не было фабрик и заводов в современном понимании. Промышленное и ремесленное производство города имело небольшие объемы, обслуживая насущные потребности городских обывателей. Поэтому 24 июня 1915 года городской голова Клюев сообщал в Казань: “За отсутствием в Чебоксарах фабрик и заводов надобности в рабочих руках не имеется”. Имелось в виду крупное производство, а не мелкая цензовая промышленность, которой в Чувашии было предостаточно.
Так, согласно данным инвентаризационной комиссии городской управы, только в южной части Чебоксар находилось 14 кузниц. Купцу Попову принадлежала самая крупная из них. С апреля 1915 года в Чебоксарской земской кузнечно-слесарной мастерской началось изготовление артиллерийских ящиков и оковки. Для полноценного выполнения заказа Казанского окружного артиллерийского управления мастерскую переоборудовали. К работе привлекли кустарей из близлежащих деревень. При этом постоянно трудились от 20 до 30 военнопленных. Производство парковых шрапнельных артиллерийских ящиков было механическое, ручной труд применялся только при их сборке. Уже к августу управлению земством поставили 5 тысяч шрапнельных ящиков и 10 тысяч оковок к ним.


И сани нужны
Производственная база Чебоксарского уездного земства в последующие месяцы войны существенно увеличилась. В результате дальнейшей модернизации слесарно-кузнечной мастерской и постройки нового деревообделочного завода земство к августу 1916 года располагало уже двумя относительно крупными промышленными предприятиями. На них работали 100 и 165 человек соответственно. Для оборонного ведомства предприятия выпускали тележки к стрелковым щитам, применявшимся для защиты пехоты от ружейного огня, и сани.
В весенне-летнее время на Старой горе, в северо-западной части Чебоксар, действовали кирпичные заводы, состоящие из напольных печей и сушильных сараев с шатром. С 1913-го по 1917 год их числилось 53. К 1914 году они принадлежали мастеровым, мещанам и купцам, всего 22 хозяевам. Наиболее заметными фигурами среди владельцев кустарных кирпичных заводов были промышленники братья Таврины и мещанин Истопленников.
В Чебоксарах имелись и другие ремесла: кожевенное, кузнечно-слесарное, портняжное, сапожное, столярное, шорное и бондарное дело. В уезде до конца войны действовали и два красильных предприятия.

Торговля не замерла
В Чебоксарах была достаточно развита в масштабах Казанской губернии торговля: в 1915 году в городе насчитывалось 67 купцов 2-й гильдии. В городе действовали возникшие в начале XX века торговые дома — экономические структуры закрытого типа, объединявшие обычно родственников, которые делились на товарищества полные и коммандитные (на вере).
В городе развернул деятельность “ТД М. М. Тихомирнова с сыновьями”. Он закупал рогожи и кули у надомников-кулеткачей, снабжая их сырьем. Были и менее крупные коммерческие фирмы, такие как, например, “Торговый дом Д. Я. Маркелов и жена”.
Приезжали в Чебоксары торговать и иногородние, а также иностранные купцы. Занимались торговым делом в городе и представители других социальных сословий. Например, крестьянин из села Шоршелы Куприянов, казак Донского казачьего войска из Мариинского Посада Тушканов.
С размахом была поставлена торговля и по водным путям, прежде всего по Волге. На ее правом берегу в Чебоксарах находилось семь платных пристаней. Администрация города брала арендную плату за причальные места с пароходных обществ. Ежегодно с них по реке отправлялись лес и хлеба общим весом свыше 1 млн пудов (16400 тонн).
Заводы мещан Таврина и Бурцева занимались выделкой кож с доставкой их сапожникам, изготавливавшим обувь для военного ведомства. Из-за острого недостатка квалифицированных работников и экстрактов для дубления хозяева предприятий не смогли организовать полноценную систему выделки закупленного материала на своих кожевенных заводах. В связи с этим 14 сентября 1916 года Главный комитет Всероссийского земского союза учредил специальный отдел для организации сбора кож.
Казанский губернатор издал циркуляр, согласно которому городские и земские управы должны были организовать скупку сырых кож для изготовления армейских сапог. Поэтому все скотобойни и население Казанской губернии обязаны были производить продажу сырых кож по установленным фиксированным ценам. Надзор за исполнением распоряжения был возложен на чинов городской и уездной полиции. Всего с ноября 1916 года по март 1917-го в Чебоксарском уезде скупили у населения 3867 невыделанных кож крупного рогатого скота и лошадей, а затем отправили их на склад губернского земства.

Механики и химики
Отдельно можно отметить колоритную семейную торгово-промышленную фамилию — купеческий род Забродиных, владевший землями в Чебоксарском и Цивильском уездах. Они торговали хлебом, вывозя через Козловскую пристань до 200 тыс. пудов. Кроме того, продавали соль, орехи, тряпье, лес и другие товары. Семья владела целым рядом промышленных предприятий: кирпичным и солодовенным заводами, двумя паровыми механическими мукомольными мельницами, торговыми лавками, складами и амбарами.
С конца 1915 года в Чебоксарах стала действовать коммерческая фирма “Торговля русским скипидаром, древесной смолой, варом и лесными товарами своих заводов” владельца Теплова. 16 сентября того же года он заключил с Чебоксарской городской управой договор на поставку “сухих березовых и ольховых дров”. Но растущая инфляция, удорожание оплаты рабочей силы приводили к убыткам торговой фирмы. Теплов попросил городскую управу прибавить ему за выполненную работу.
Вскоре он восстановил построенный еще в 1909 году близ Чебоксар за Волгой химический завод Кистова. Он занимался апробацией разработанной технологии по производству канифольного масла. Из него путем переработки получался ряд других продуктов: искусственная олифа, пинен, печной пак. Производили и скипидар. Завод работал до самой Октябрьской революции.

Мобилизация ресурсов
В экономическом отношении Чувашия в годы Первой мировой войны была в основном аграрным краем. Однако производственная база некоторых предприятий в результате модернизации за годы войны существенно увеличилась.
Общей чертой, объединявшей фабрично-заводское производство Чувашии с соседними губерниями, было начало процесса мобилизации, модернизации и перевода предприятий на изготовление предметов военного назначения, сворачивание производства гражданской продукции.
Особенностью промышленности региона являлось отсутствие крупных военных предприятий, таких как в соседних Казани и Нижнем Новгороде. В то же время промышленность Симбирска, Саранска, Царевококшайска (нынешней Йошкар-Олы), незначительно отличаясь в деталях, в целом по потенциалу была равна производственной базе Чебоксар.
Война потребовала мобилизации материальных и людских ресурсов. И многие промышленники с этим справились достойно.


АНОНС

В одном из ближайших номеров газеты “Грани” мы опубликуем воспоминания участника Первой мировой войны. Его мемуарами любезно поделилась жительница Новочебоксарска.

Если у вас есть фото, письма, вы готовы передать воспоминания предков о тех годах, пишите на электронную почту novak@grani21.ru. Можно также позвонить по номеру 73-31-50 или лично прийти в редакцию газеты “Грани” по адресу: ул. Советская, 14а.

На фото:

1. Чебоксары начала XX века — город с развитой системой речного пароходства. Именно Волга служила ключевой артерией для перевозки грузов во время Первой мировой войны.  Фото из Госистархива Чувашии

2. Во время Первой мировой войны солдаты российской армии носили сапоги образца 1908 года. Их изготавливали в том числе из кожи, выделанной в Чувашии. На фото в центре — участник войны Игнатий Хозиков, уроженец деревни Пустынькасы, ныне части Новочебоксарска. Награжден Георгиевским крестом III и IV степеней. Фото из группы во “ВКонтакте” “Чуваши в Первой мировой войне”


  • Чебоксары начала XX века — город с развитой системой речного пароходства. Именно Волга служила ключевой артерией для перевозки грузов во время Первой мировой войны.  Фото из Госистархива Чувашии
  • Во время Первой мировой войны солдаты российской армии носили сапоги образца 1908 года. Их изготавливали в том числе из кожи, выделанной в Чувашии. На фото в центре — участник войны Игнатий Хозиков, уроженец деревни Пустынькасы, ныне части Новочебоксарска
  • Изменение количества промысловых заведений  в Чебоксарском уезде. Источник: исследование историка Семена Блиняева, ЧувГУ