Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Чехов — спаситель человеческих душ

Если у Антона Павловича Чехова произведение “О любви” построено как рассказ в рассказе, то режиссеру Ашоту Восканяну удалось сделать из него полноценную пьесу.Чехов — спаситель человеческих душ Территория культуры

Если у Антона Павловича Чехова произведение “О любви” построено как рассказ в рассказе, то режиссеру Ашоту Восканяну удалось сделать из него полноценную пьесу.

“Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки  и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье”. Сцена из части “Враги”.Чехов — спаситель человеческих душ Территория культуры

“Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье”. Сцена из части “Враги”.

Благодаря артистизму Ольги Степановой отрывок “Размазня” оказался самым ярким и нравоучительным.Чехов — спаситель человеческих душ Территория культуры

Благодаря артистизму Ольги Степановой отрывок “Размазня” оказался самым ярким и нравоучительным.


0

“Сидите вы тут сиднем, и кроме невежества не видать в вас никакой цивилизации. Нисколько нет в вас умственных способностей! И книжек вы не читаете, и насчет писаний нет у вас никакого смысла”, — с таким заявлением обратились актеры Чувашского государственного экспериментального театра к зрителям. Отрывком из рассказа “Умный дворник” начался спектакль “Врач без пациентов, или Чехов без пауз”.

Очень символичной получилась сцена: голос донесся из полнейшей темноты, и дворник, продолжая наставления, зажег два фонаря. Открыто выставлять наши пороки под силу разве что Антону Павловичу Чехову. В центре его рассказов — общественные проблемы, писатель поднимает темы маленького человека, обличает пошлость русского уклада жизни. И что важно, с помощью сатиры раскрывает истории, которые могут произойти с каждым из нас.

XIX века не будет
Спектакль, режиссером которого выступил заслуженный деятель искусств Чувашской Республики Ашот Восканян, создан в рамках федерального проекта “Культура малой родины”. В его основу легли четыре рассказа Чехова: “Враги”, “Размазня”, “Пропащее дело”, “О любви”.
В анонсе зрителя обещают погрузить в эпоху XIX века. На сцене же быт чеховского времени отражается разве что в костюмах: отдадим должное художнику Кристине Макосеевой. А декорации представлены электронными картинками. Не спорю, Антон Павлович Чехов склонялся к краткости и простоте, исключал ненужные детали, отвлекающие внимание зрителя от сюжета. Однако оправдать минимальный интерьер на сцене, как мне кажется, можно лишь недостаточным бюджетированием.
Согласно тому же взгляду на детали, что “Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него”, режиссер очень внимательно относится к реквизиту. И любой предмет, появившийся на сцене, будь то звонок, букет цветов или кошелек, рано или поздно “выстреливал” и влиял на развитие сюжета.


Важные отсылки
Что же до композиции спектакля, то, как было уже упомянуто выше, состоит он из четырех рассказов, разных по тематике и форме повествования. Поэтому перед режиссером стояла непростая задача — раскрыть все темы и создать цельность постановки.
После эффектного вступления последовали “Враги” с монологом об эгоизме несчастных. Если здесь вывод был сделан в рамках самого рассказа, то в последующих трех писатель предпочел лишь навести читателя на размышления, не давая прямых ответов. Ашот Восканян предлагает интересную идею: выделить мысли автора в других произведениях. Так, “Размазню” заключает отрывок из повести “Огни” с размышлениями о смысле нашего бытия. “Пропащее дело” объединяют с последующим рассказом “О любви” не только влюбленные Вера с Автором, пробежавшие мимо задумавшегося Алехина, но и проповедь о любви из рассказа “Дама с собачкой”.
В заключение мы слышим слова из “Ариадны”: “Да, когда русские сходятся, то говорят только о высоких материях. Мы так интеллигентны, так важны, что изрекаем одни истины и можем решать вопросы только высшего порядка. Когда же речь заходит о пустяках, то мы трактуем их не иначе, как с высшей точки зрения. Это недостаток смелости, искренности и простоты”. Они закольцовывают произведение. В совокупности два монолога наводят на мысли о роли знаний и умении применять их в сложившемся устройстве жизни.

Артистам — верю
Если говорить об актерах, то хотелось бы в первую очередь выделить исполнительницу роли “размазни” Юлии Васильевны заслуженную артистку Чувашии Ольгу Сте­панову. Она, имея лишь пару реплик, смогла передать все эмоции — от страха до смирения, от разочарования до радости — с помощью мимики. И была таким ярким персонажем, что зрители готовы были закричать: “Верю!”
Также хотелось бы отдать должное профессионализму молодой актрисы Дарьи Мур­заковой. Как она из легкомысленной, веселой, богатой Варвары Петровны из рассказа “Пропащее дело” буквально за считанные минуты перевоплотилась в послушную и скромную горничную в последующей сцене “О любви”.
После окончания спектакля зрители разразились аплодисментами. Артисты же вместо традиционного поклона присоединились к ним: на экране был портрет Чехова.

Урок для каждого
Мы привыкли, что театр заставляет задуматься о происходящих в жизни явлениях, но Антон Павлович Чехов открыто говорит о человеческих пороках. Поэтому четыре рассказа становятся отдельными пьесами. Желая, чтобы зритель усвоил ценные уроки, режиссер после каждой сцены дает проповеди: об эгоистическом восприятии своего горя и нежелании понять чужое, о безвольном подчинении системе и самодурам, о любви и меркантильности.
После спектакля я пообщалась со зрителями и пришла к интересному выводу, что каждый выделил для себя разные пьесы. Видимо, в зависимости от личных переживаний и жизненного опыта.
“Я люблю психологию, и мне интересны взаимоотношения людей. Поэтому и Чехов — один из моих любимых писателей, — рассказала Татьяна Голубева. — Когда узнала, что у нас в Новочебоксарске поставили спектакль по мотивам его произведений, предложила подругам сходить.
Постановка меня захватила, погрузилась в нее моментально. Было интересно наблюдать за переживаниями героев. Хорошо, что зал небольшой, общение с актерами происходит теснее, можно рассмотреть их эмоции.
Из четырех пьес мне ближе оказалась “О любви”. Хотя и “Враги” достаточно глубокая. Потому что когда человек страдает, то он становится эгоистичным. Нам не нужно замыкаться в горе и забывать об окружающих. Рассказы Чехова актуальны по сей день, ведь чувства людей не изменились: мы также отчаянно любим и боимся признаться в своих чувствах, порой бываем и более эгоистичными, нежели Абогин”.

Преображения на пользу
Многие зрители еще перед началом спектакля отметили преображения в театре: “Стало очень уютно, по-домашнему”. В 2023 году в рамках федерального проекта “Культура малой родины” стационарный зрительский амфитеатр был заменен на выдвижной. Теперь зал можно трансформировать и ставить необычные интересные спектакли. Кроме того, в прошлом году был модернизирован тепловой узел театра, отремонтированы крыша и водостоки. Была частично обновлена входная группа главного входа и установлены пластиковые окна.
“В Экспериментальном театре часто бываем, приучаем дочь Татьяну, ей 12 лет, к искусству и культуре. Ждем, когда она “дорастет” до “Пушкинской карты”. Посещаем и столичные театры и хотим отметить, что наш нисколько им не уступает. Чтобы познакомиться с классикой, необязательно ехать в Чебоксары. Надеемся увидеть еще много интересных постановок. Спектакль “Врач без пациентов, или Чехов без пауз” понравился тем, что он жизненный. Прекрасная режиссерская работа. Из артистов никого не могу выделить, а вот дочери пришлась по душе Варвара в исполнении Дарьи Мурзаковой. Все четыре пьесы, считаю, актуальны в наши дни. И Чехова смело можно называть спасителем человеческих душ”, — поделилась Валентина Ивановна.
Фото mim13.ru

  • Если у Антона Павловича Чехова произведение “О любви” построено как рассказ в рассказе, то режиссеру Ашоту Восканяну удалось сделать из него полноценную пьесу.
  • “Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки  и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье”. Сцена из части “Враги”.
  • Благодаря артистизму Ольги Степановой отрывок “Размазня” оказался самым ярким и нравоучительным.