Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Анатомия продажи, или Давайте жить дружно

1

Каждый хочет стать профессионалом своего дела. Для этого люди проходят курсы повышения квалификации, получают дополнительное образование, штудируют специализированную литературу. К сожалению, этого не всегда достаточно. Порой нужно научиться тому, что редко в какой книге прописано.
Какого, например, продавца можно считать профессионалом? Думаю, такого, который сумеет продать товар ну если не девяти из десятка покупателей, то хотя бы семи. Причем, прошу заметить, именно продать, а не “впарить”. А ведь мы, покупатели, в первую очередь боимся как раз этого. Заходя в магазин бытовой техники, сразу готовим фразу: “Спасибо, я просто смотрю!”. И принимаем оборону против, как нам кажется, назойливого продавца. Нас в этот момент со­всем не смущает, что представитель торговой компании знает о своей продукции намного больше, чем мы сами, и в состоянии дать хорошую консультацию. Вопреки логике, мы подвергаем сомнению комментарии и рекомендации работников торговли. И все из-за страха быть обманутыми и облапошенными. Не спорю, нередко продавцы лишь способствуют укреплению такой позиции покупателей, так не пора ли изменить обстановку?
Разумеется, недостаточно стучать кулаком по столу и с негодованием вопрошать: “Доколе?!”. Действенное предложение — другое дело. И оно имеется. Нужно просто наладить контакт, подружиться покупателям и продавцам. Последние в этом заинтересованы в первую очередь, ведь при таком раскладе их показатели продаж поползут вверх, а это в свою очередь добавит приятной тяжести в карманах. Значит, первый шаг все же за работниками торговли. С ними и поделюсь небольшим секретом, как расположить к себе клиента.
Дело в том, что неприязнь к продавцам, как таковую, “лечить” очень сложно, практически невозможно, так как у многих она основана на собственном неприятном опыте. Помните, как там с горой и Магометом? Вот и тут так же. Нет возможности изменить отношение к человеку за прилавком? Перестаньте им быть. Начните общаться с клиентом не как с потребителем, а как с приятелем или знакомым. Отличный рецепт — задать ему совершенно неожиданный вопрос, не связанный с бизнесом, привлечь к себе внимание, например: “Отличная стрижка! Где вы стриглись?” или “Мы хотим положить здесь новый ковер. Какой из образцов вам больше нравится?”, или “Ого, трое детей! Неужели они все ваши?”. Список можно продолжать до бесконечности, но суть останется неизменной: когда покупатель поддержит разговор, он выделит продавца из общей “заприлавочной” массы, увидит в нем обычного человека и, как следствие, станет ему доверять. И, когда речь зайдет уже о товаре, с большей уверенностью можно утверждать, что клиент поделится своими ожиданиями или сомнениями по поводу покупки.
Это в идеале. На практике продавцам гораздо проще, оказывается, начать с дежурной фразы вроде “вам помочь?” или “что-то хотели?”. Но опять барьер, непонимание и риск услышать такое же дежурное “нет, спасибо”. И снова все старания сводятся на нет… Соб­ственно, во многих случаях продажа тут просто не состоится. А ведь могла бы!
Еще очень важно полностью выяснить потребности покупателя. Ведь порой, придя в магазин, он сам не до конца знает, что ему нужно, путает названия или нужная вещь вообще в итоге не подходит. Если упустить все это из виду, может получиться, что человек купит не то, что хотел, а в его сознании четко закрепится мысль, что ему “впихнули” залежалый или некачественный товар.
Приходим к тому, с чего начали — к холодной войне между продавцами и покупателями. На практике чаще всего так и происходит, продавцы нередко оказываются недружелюбными или просто не готовыми приложить усилия для того, чтобы наладить контакт с покупателями.
Однако мы говорим о высококвалифицированных работниках торговли. Профессионализм здесь невозможен без инициативы и даже, если хотите, творческого подхода. Это не значит, что нужно эскимосам снег продавать оптом. Достаточно перейти на сторону покупателя, понять и соблюсти его интересы. В этом случае человек обратится к вам еще не раз, и ваши усилия окупятся.
Порой кажется, что в нашей суровой дей­ствительности люди настолько истосковались по качественному сервису, что даже самое скромное проявление заботы позволит продавцам повысить свой доход и неплохими темпами. Уже не секрет, что современный потребитель готов скорее заплатить за товар более высокую цену при большем внимании к себе, чем сэкономить при том, что им пренебрегают. Или я не права?

Ольга Пекарская

Комментарии

Изображение пользователя kotyonok.

Здравствуйте! Очень интересная статья. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями относительно взаимоотношений продавцов и покупателей в нашем маленьком городке, в котором не так много магазинов, но обслуживание такое,что скоро сходить будет некуда. Да не затаят на меня обиды участники описанных ниже ситуаций - всё это есть на самом деле, как говорится - накипело! Со многим в Вашей статье я согласна, но давайте разберемся... Как сегодня ходят в магазины? Все по-разному - кто-то прогуляться, кто-то за покупкой, а кто-то и вовсе показать какой он умный (здесь я не завидую покупателям). Не так давно, ездили с мужем за стиральной машиной. Может быть мы дети 21 века, но за день до этого "убили" вечер в интернете - прочитали о ведущих мировых производителях, ценах, так как рассчитывали на определенную сумму, энергопотреблении, уровне шума, вибрации и т.д. и т.п. Сделали это чтобы иметь своё представление, вовремя "снять лапшу", которую охотно мог повесить продавец, и, как выяснилось, не зря потратили время. Продавец, консультировавший нас, понял, что мы не "наивные чукотские дети" разговаривал совершенно другим языком: не было фраз "купите вот эту машину по акции и получите мешок порошка в подарок". Ушли мы довольные и с покупкой. Вот другой случай...Есть у нас торговый центр "Семья", особенно замечательный цокольный этаж, где любимая фраза продавцов "у меня нет сдачи". Так и хочется крикнуть: "Так иди и разменяй"! Люди вечером идут с работы, уставшие и голодные - конечно всё брошу и пойду менять, по этажам бегать, чтобы принести тебе червонцы. Чем ещё примечателен цокольный этаж "Семьи"? Тем, что возле хлебного отдела открыли винный, где разливают это самое вино в емкости,начиная от 100г, а милые продавщицы ведут душетрепещущие беседы с употребляющими этот замечательный напиток. Забежала утром за хлебом - стоит мужчина, выпивает. Часа через два вернулась за молоком - он всё также стоял, причем заметил моё повторное появление, как ему показалось, комплиментом. Вскоре в ассортименте у них появились конфеточки, по 3р за штучку, чтобы было чем закусить. Кроме того, была выставлена урна - для пластиковых стаканчиков и фантиков из под-этих самых конфеточек. А что там творится по пятницам...На втором этаже почти всех наших торговых центров продавцы и вовсе собираются кучками и обсуждают мимо проходящих покупателей - сама слышала...Не знаю как у Вас, а мне ждать пока одна из них заметит, что я маячу у её точки уже продолжительное время не устраивает, да и желания делать покупку потом уже и нет. И еще...отделы "модной" одежды...Милые, молодые девушки-продавцы! Очень приятно, что Вас обязуют здороваться с покупателями, и конечно я поздороваюсь в ответ, но это вовсе не значит, что мне нужна вотэта розовая футболочка с енотом с сумашедшей скидкой 150 % и мерить вот эти брюки, которые конечно на мне будут сидеть идеально, несмотря на не мой размер и цвет, который мне вообще не идёт, я не буду. Я взрослая девушка, мне 25, я знаю что хочу, какого цвета, размера и фасона, и если у Вас это есть, то будьте любезны - покажите мне это и я с удовольствием это примерю!)))