Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Платите долги, не дожидаясь приставов

Платите долги, не дожидаясь приставов

Руководитель управления федеральной службы судебных приставов по Чувашии — главный судебный пристав Чувашской Республики Игорь Корсаков. Фото Валерия Бакланова.


25

Какие дела человеку даются труднее всего? Ухаживать за престарелыми родителями, молиться Богу и отдавать долги. Так говорит Церковь. “Здесь не поспоришь. Спросите у любого судебного пристава!” — соглашается наш собеседник — руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашии — главный судебный пристав Чувашской Республики Игорь Корсаков.

— Игорь Юрьевич, недавно федеральное ведомство службы судебных приставов подвело итоги своей деятельности за прошлый год. Расскажите, каковы результаты по нашей республике?
— Прежде всего заметно увеличилось количество исполнительных документов. Вообще, динамика роста дел характерна для по­следних лет. В 2005-м в производстве было 294 тыс., 2007-м — 505 тыс., 2008-м — 584 тыс. исполнительных материалов.
— Не анализировали, с чем это связано?
— Однозначно сказать сложно. Видимо, население стало больше доверять судебным органам, куда обращается за восстановлением нарушенных прав. Но, наверное, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что возрастает число граждан, считающих для себя возможным не платить по долгам. Скорее всего, это связано и с общей культурой людей, и их правовой грамотностью.
Хотя нагрузка на судебных исполнителей и стала выше, тем не менее хочу особо отметить, количество реально оконченных дел увеличилось. Показатель 2008?го составил 81 процент, а годом раньше было 65 процентов. В прошлом году судебными приставами Чувашии взыскан 1 млрд. 245 млн. рублей задолженности, из которых 645 млн. — по судебным решениям. В бюджеты всех уровней перечислено более 700 млн. рублей. Из них недоимок по налогам, сборам и налоговым санкциям — 516 млн., штрафов уполномоченных органов — 80 млн. рублей. Взыскан 41 млн. рублей заработной платы по 7 тысячам исполнительным документам. Считаю, это самое главное, когда поступающие к нам материалы реально исполняются, долги взыскиваются. По итогам работы территориальных органов ФССП России в 2008 году служба судебных приставов Чувашии заняла шестое место.
Мы активно применяем современные информационные технологии. С 2007 года во всех районных подразделениях функционирует программа “Судебный пристав”. Что это дает? При том количестве исполнительных материалов наши работники часами не отходили от компьютера, самостоятельно набирая данные. Программа упрощает процедуру многократно: судебный пристав набирает только ф.и.о. должника, его место проживания, юридический адрес, сущность взыскания. А дальше она сама формирует запросы в соответствующие инстанции, готовит процессуальные документы. В режиме реального времени можно посмотреть любой исполнительный документ.
Год назад также был принят новый Закон “Об исполнительном производстве”. Применение его повысило эффективность взысканий. Немаловажное значение имеет и та просветительская работа, которую проводим с населением через СМИ. Граждане стали лучше понимать, что долги следует платить вовремя, так как рано или поздно судебный пристав к ним придет.
— На официальном интернет-сайте вашего управления с недавних пор появился раздел “Алиментщики в розыске”. Это приносит результат?
— В Интернете разместили сведения о гражданах, которые объявлены органами внутренних дел в розыск за неуплату алиментов. В списке в настоящее время порядка 140 фамилий. Подобная информация не является нарушением закона. В прошлом году судебные приставы возбудили 320 уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов, закончили почти 9 тыс. производств по взысканию задолженности с матерей и отцов, забывших, что они как родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Надо заметить: применяемые сейчас уголовные санкции к злостным неплательщикам алиментов, а это, как показывает практика, в основном одни и те же лица, не всегда достигают цели. Статья 157 УК, которой руководствуются дознаватели службы судебных приставов, предусматривает обязательные или исправительные работы либо арест до трех месяцев при неисполнении первых двух видов наказания. Депутаты Госдумы РФ, насколько мне известно, обратили на это внимание и выступили с законодательной инициативой об ужесточении меры наказания к неплательщикам, вплоть до лишения их свободы. Мое личное мнение: недопустимо мириться с ситуацией, когда тысячи детей остаются без родительской помощи. Они-то в чем виноваты? Со своей стороны, хотя это и не входит в наши обязанности, договариваемся с Центром занятости о трудоустройстве должников, а также с муниципалитетами. Работайте — выплачивайте алименты!
— В прошлом году ваше управление ограничило право выезда за границу нескольким десяткам жителей республики, имевшим долги.
— 399 должникам. Запрет с некоторых из них был снят, когда заплатили деньги по счетам. Взыскано более 2 млн. рублей. В нынешнем году уже наложено ограничение на 61 человека. И данная практика продолжится. Перед зарубежной поездкой советуем гражданам свериться с нашими списками должников, напоминаем о том и турагентствам, работающим с клиентами.
— На сторублевые санкции, выписанные, допустим, ГИБДД, люди зачастую не обращают внимания, забывают заплатить. Вызов к судебному исполнителю для них полная неожиданность. Нельзя ли упростить процедуру?
— За административные правонарушения в прошлом году, напомню, мы взыскали 80 млн. рублей. Все они пополнили бюджет. При этом административные штрафы составили 60 процентов от всех исполнительных документов, находящихся в производ­стве, а 71 процент из них это постановления ГИБДД. Проблема, дей­ствительно, есть. Наше предложение — необходимо увеличить порог по сумме взыскания, предъявляемого в службу, до 500 рублей. Дело в том, что затраты на исполнительное производство в три-четыре раза превышают саму сумму наложенного штрафа.
— Экономика переживает непростое время, вызванное финансовым кризисом. Как в этих условиях работают судебные приставы?
— Я хорошо знаю о ситуации в других регионах. По сравнению с ними у нас в республике не столь остро ощущается влияние кризиса. Экономика в целом работает достаточно устойчиво и стабильно. Там, где возникают проблемы с выплатой заработной платы, образуется задолженность, применяются законодательные меры реагирования. В прошлом году мы исполнили 90 процентов постановлений судов о взыскании долгов по заработной плате, а также по налоговым платежам. Эти два направления остаются приоритетными в нашей деятельности.
— С недавних пор появилось множество различных фирм, коллекторских агентств, работники которых занимаются выбиванием долгов, часто при этом представляясь судебными приставами.
— Обо всех подобных фактах необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы либо в наше управление по телефону доверия 41-08-71 или в дежурную часть 41-28-20. К сожалению, в трудные периоды всегда находятся люди, пытающиеся обманным путем нагреть руки. А судебного пристава отличить от самозванца просто. Он как должностное лицо всегда приходит к должнику в форменной одежде. У него имеются удостоверение установленного образца, подписанное руководителем управления, материалы исполнительного производ­ства, решение судебного органа. А вскоре у каждого судебного пристава появится и специальный нагрудный знак с личным номером. Ново­введение позволит гражданам обезопасить себя от разного рода мошенников. Можно будет позвонить в подразделение службы судебных приставов  и продиктовать нагрудный номер сотрудника.
— Вы уже говорили о современных технологиях. Что еще нового внедряется?
— На нашем электронном сайте есть полная информация, раз в две недели она пополняется, об арестованном имуществе и выставленном на торги. Хотим организовать электронные торги. Сейчас прорабатываем вопрос заключения договоров с компаниями услуг связи на обзвон должников. Каждый факт звонка при этом будет фиксироваться документально. А также прорабатываются вопросы обращения взыскания на мобильные счета должников, на авиа- и железнодорожные билеты, на ряд других имущественных прав.
— 5 февраля текущего года вышел Указ Президента России Д.Медведева об увеличении штатной численности судебных приставов в ближайшие два года на 20 тысяч человек. Где они будут задействованы?
— Прежде всего необходимо пополнить ряды судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в том числе на судебных участках мировых судей. Есть группа быстрого реагирования, которая также нуждается в укреплении. По­явятся помощники у судебных приставов-исполнителей. В их обязанности будут входить подготовка исполнительных документов, рассылка их по почте, пополнение данных программного обеспечения, работа с обращениями граждан. Один помощник рассчитан на двух-трех приставов-исполнителей. Сейчас Вооруженные силы сокращают большое число прапорщиков, сотрудников военных комиссариатов. Подготовленные, грамотные специалисты. Надеемся, что наши предложения по трудоустройству их заинтересуют.
— Не во всех странах служба судебных приставов устроена так, как у нас. В некоторых взиманием долгов занимаются частные структуры.
— В той же Канаде, где мне довелось побывать в служебной командировке. Там действует частная система, а не государственная. Что лучше, трудно сказать. В Канаде судебному приставу достаточно один раз напомнить должнику о его обязанностях, граждане сами все исполняют. Но при этом услуги пристава стоят немалых денег.
— На судебного пристава где-то обучают?
— Специального учебного заведения нет. Судебным приставом может стать любой гражданин, имеющий среднее образование. Предпочтение, конечно, отдается лицам с высшим образованием (и их сейчас в нашей службе большинство): юристам, экономистам, педагогам. Из педагогов, к слову, получаются очень хорошие приставы-исполнители. В Госдуме РФ сейчас находится законопроект о придании нашей службе статуса правоохранительного органа.
— Игорь Юрьевич, а сами как пришли в эту службу?
— После школы поступил в Свердловское высшее военно-политическое училище,  пошел по призванию, потому воспоминания остались самые теплые. Затем окончил юридический факультет Чебоксарского кооперативного института. Еще в годы учебы стал работать судебным приставом-исполнителем.
— В вашей семье есть еще судебные приставы?
— Отец и мама работают врачами. Жена тоже медик.
— Наверное, каждый человек в погонах мечтает дослужиться до генерала. Вам это удалось.
— Звание действительного государственного советника юстиции присвоили в 2005 году.
— Что больше всего цените?
— Мужскую дружбу. Есть несколько друзей еще с военного училища, на которых могу положиться как на самого себя. Когда удается, в отпуск отправляемся вместе порыбачить.
Валерий Палладьев.