Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Ольга Нестерова: “Я всегда “болела” музыкой”

Ольга Нестерова:  “Я всегда “болела” музыкой”

Художественный руководитель и главный дирижер Чувашского государственного театра оперы и балета Ольга Нестерова


15

Заслуженный деятель искусств ЧР Ольга Нестерова не любит мыть посуду. Но вынуждена, “обречена”, как говорит сама. Так она “расплачивается” перед семьей за свою профессиональную деятельность, сопряженную с хронической занятостью, за задержки допозд­на на работе. 
Ольга Сетнеровна — художественный руководитель и главный дирижер Чувашского государственного театра оперы и балета. Трудиться в этом учреждении культуры она начала концертмейстером в 1987 году. С 2004-го — дирижер симфонического оркестра.
Под ее началом не просто шесть десятков людей разного возраста, а шесть десятков творческих личностей: каждая со своим характером, темпераментом, заботами и проблемами.

— Дирижер женщина — явление не частое. Что отличает представительниц прекрасного пола, выбравших эту стезю, от собратьев-мужчин?
— Думаю, разницы между нами нет. Любой дирижер должен обладать определенными качествами, в первую очередь волей, кроме того, быть хорошим организатором, чтобы поддерживать профессиональную дисциплину внутри коллектива, глубоко знать материал и все, что связано с историей создания музыкального произведения и его автором.
— Встать за дирижерский пульт мечтали с детства?
— Я всегда “болела” музыкой, любила играть на рояле, в будущем видела себя концерт­мейстером. Училась в чебоксарском интернате имени Лебедева у очень хорошего педагога Лидии Николаевны Григорьевой.
Потом наша семья уехала в Сибирь, в сельскую местность. Чтобы я продолжила занятия музыкой, мама отправила меня в десятилетку при Новосибирской консерватории. После ее окончания я сразу же поступила в консерваторию, но через два года бросила. Вернулась в Чебоксары, устроилась концертмейстером в театр оперы и балета. Позже поступила на музыкально-педагогический факультет пед­университета. 
Окончив его, неожиданно для самой себя решила учиться симфониче­скому дирижированию. Отправилась в Москов­скую консерваторию. Геннадий Николаевич Рождествен­ский дал хорошую оценку моим знаниям, но, к сожалению, комиссия завалила меня на коллоквиуме. Я сразу же поехала поступать в Нижегородскую консерваторию, где оперно-симфоническое дирижирование преподают представители старой, классической школы Владимир Васильевич Буйков и Александр Михайлович Скульский.
На втором курсе, в 2002 году, впервые встала за дирижерский пульт. В нашем театре вместе с мужем, оперным певцом Сергеем Алексеевым, мы организовали концерт.
— Совсем недавно вас назначили главным дирижером оркестра. Стремились к этой должности?
— Никогда не просчитывала, не выстраивала свою карьеру, цели такой не было. Я просто всегда честно трудилась.
— Через два дня в театре завершается декада Чайковского...
— Инициатива проведения была моя, но идею подкинула заместитель министра культуры Альбина Ивановна Алексеева. Я ей очень благодарна за это.
Чувствую, декада вызвала большой интерес у публики. На суд зрителей вынесены балеты “Щелкунчик” и “Спящая красавица”, оперы “Евгений Онегин”, “Иоланта”, “Пиковая дама”. В последней главные партии Германа и графини исполнили Роман Муравицкий (Большой театр) и Диляра Кадырова (Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).
— Как оцениваете творче­ские возможности труппы и оркестра?
— Высокую оценку потенциалу театра, в том числе нашему оркестру, во время прошедшего в декабре прошлого года ХVIII Международного оперного фестиваля дали дирижер Большого театра, народный артист России Фуат Мансуров, главный дирижер Нижегородского симфонического оркестра Александр Скульский, народный артист России, солист Большого театра Владимир Маторин (я счастлива, что он к нам приехал, всегда была преданной поклонницей его творчества). Думаю, их отзывы искренни.
— Не настало ли время оперному коллективу заявить о себе на более высоком уровне?
— Безусловным успехом нынешнего сезона стала опера Пьетро Масканьи “Сельская честь”, исполненная на языке оригинала. Звонили из Союза театральных деятелей, пригласили с этим спектаклем на российский фестиваль-конкурс СТД в Самару в конце апреля. Вопрос нашего участия еще не решен, но, думаю, мы все равно будем о себе заявлять.
— Оперный фестиваль в театре проводится уже 18 лет, балетный — несколько меньше. У них есть будущее?
— Да, потому что есть молодежь — талантливая, профессионально подготовленная, трудолюбивая, целеустремленная. Она активно внедряется в репертуар, ей поручают главные роли. Так, Ольга Вильдяева дебютировала в партии Лизы в “Пиковой даме”. Очень ярко заявили о себе Иван Снигирев, Николай Карелин, Николай Иванов, Константин Москалев, Евгения Морозова — студенты и выпускники института культуры и искусств, в основном из класса Станислава Алексеевича Кондратьева. Думаю, они — будущее нашего театра.
В мире столько музыки, которую можно исполнять. У Римского-Корсакова 15 опер, а у нас в репертуаре только “Цар­ская невеста”. Из 10 опер Чайковского в театре поставлены три. А сколько еще других гениальных композиторов...
Пополняется сейчас и балетная труппа. Артисты едут из других театров, хотят у нас работать.
— Не за горами балетный фестиваль. Чем порадуете публику?
— Пока в афише фестиваля “Лебединое озеро”, “Дон Кихот”, “Спящая красавица” и, безусловно, гала-концерт. В настоящее время ведутся переговоры с возможными участ­никами фестиваля из других театров. Несмотря на финансовый кризис, хочется, чтобы приехали солисты высочайшего уровня исполнения, которые могут  стать стимулом для дальнейшего профессионального роста наших артистов.
— Нынешний сезон особый для театра.
— Да, он юбилейный, пятидесятый — театр начал работу в 1959 году, а первая премьера состоялась 17 мая 1960 года. То была опера “Шывармань”. Хотим написать проект для по­становки этого национального спектакля и участвовать с ним в конкурсе на получение гранта Президента Чувашской Республики Н.Федорова. Планируем показать обновленную оперу ровно через 50 лет после первого показа.
— Ольга Сетнеровна, вы упомянули о совместном с мужем концерте.
— Сергей совмещает оперную сцену и эстраду, а также преподает в музыкальном училище на эстрадно-джазовом отделении. Уровень исполнения им эстрадных песен и джаза очень высок. Успехов добиваются его студенты, которые продолжают учебу в Санкт-Петербурге, работают в Москве, Японии. Так, мой брат, учившийся у Сергея, окончил Гнесинку, Наталья Ильц стала звездой эстрады в Чувашии, талантливая Надежда Симакова работает в Новочебоксар­ской школе искусств.
— Сами преподаете?
— Пятый сезон в институте культуры и искусств. У меня оперный класс. Присматриваю, кого можно позвать в театр. Так, если бы не моя преподавательская деятельность, может, и не заметила бы Николая Карелина, который уже получил на сцене серьезные роли.
— Если выдается свободное время, чем занимаетесь?
— К сожалению, его почти нет. Иногда слушаю музыку, другие оперы, которые можно поставить в нашем театре, читаю книги о творчестве композиторов.
У меня сын-семиклассник. Он учится игре на скрипке в музыкальной школе № 1. Свободные минуты стараюсь уделить ему.
 Муж с пониманием относится к моей занятости. Он очень хозяйственный, домашний человек, любит готовить и делает это отлично. А вот посуду мыть не любит...
— Главное в жизни?
— Чтобы близкие были живы-здоровы. Каждое утро просыпаюсь с этой мыслью и засыпаю.
А теперь, после назначения главным дирижером, задача моей жизни (и я уже собираю силы на нее) — чтобы рос исполнительский уровень артистов, чтобы публика ходила к нам.
Светлана ИСАЕВА.