Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Километры первых строек

10

Во время службы в армии комсомолец Виктор Круглов стал задумываться о будущем. Хотелось посвятить себя настоящему делу. Поговорил с товарищами, появились планы отправиться на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку в Среднюю Азию. Однако из дома пришло письмо, определившее дальнейшую судьбу. Старшая сестра сообщала, что далеко ехать не обязательно. Рядом с родной деревней Тоскинеево начиналось грандиозное строительство химкомбината. “Здесь, безусловно, понадобятся водители”, — писала она.

Права на управление автомобилем Виктор получил еще до армии. В военкомате выдали направление, на занятия пришлось ездить в Чебоксары, но это не смутило упорного паренька. По окончании учебы он даже успел починить списанную полуторку и несколько месяцев, пока длилась уборочная страда, перевозил на ней зерно. Отслужив, снова сел за руль колхозной машины, однако уже в 1961 году стал водителем автобазы № 6 (тогда название предприятия было другим, но большинство горожан знают его именно как шестую автобазу. — Прим. авт.). Здесь проработал 37 лет, до пенсии.
С чего начиналось строительство Новочебоксарска? Для Виктора Круглова — с рейсов на самосвале ГАЗ-93. Он возил раствор на стройплощадку, где постепенно обретали нынешние очертания цеха ДСК. Тогда его называли “Стройиндустрией”. Рядом располагалась площадка под открытым небом, служившая водителям и стоянкой, и ремонтной мастерской. Асфальтовых дорог в округе еще не проложили. Ездили по грунтовым, а потому случалось всякое. “Для того чтобы выбраться из ямы, часто водителям приходилось орудовать лопатой”, — делится Виктор Александрович.
Чуть позже он пересел на ЗиЛ-585. Ему доводилось доставлять грузы на строительство химкомбината, других предприятий. Вспоминает, как вывозили грунт со стройплощадки будущей ТЭЦ-3. Путь недлинный, чуть более километра, за день делали по 60-80 рейсов. По времени это занимало почти две рабочие смены водителя. Никто не жаловался. Такие нагрузки считались в порядке вещей.
Во второй половине шестидесятых в Новочебоксарске начинается расцвет крупнопанельного домостроения. В 1967-м В.Круглов стал водителем панелевоза. Он ездил почти тем же маршрутом, что и шесть лет назад. Только теперь доставлял железобетонные блоки на стройплощадки в жилые кварталы нового города. Сначала на улицу Терешковой, затем на бульвар Зеленый, улицу Солнечную. Потом пришел черед Ельниковского микрорайона... Виктор Александрович подчерк­нул, что строительство велось в три смены, здания росли как грибы. Сам он перевозил железобетонные панели различной формы и назначения, не любил только “мелочь”, так как ее погрузка-разгрузка занимала больше времени.
Женился Виктор в 1963 году. Молодые довольно скоро получили квартиру в Новочебоксарске. Первая дочь появилась на свет через год. В любви и согласии супруги прожили двадцать лет, к тому времени в семье родились еще две дочки и два сына. Потом жена заболела и умерла. Виктору Александровичу по сей день тяжело вспоминать то время.
Погоревав, через год женился снова. И у него появилась еще одна дочь, приемная.
Сейчас дети выросли, разлетелись кто куда, а две дочери, Вера и Ольга, по-прежнему живут в Новочебоксарске. У дедушки Круглова пять внучек и столько же внуков.
Не так давно на территории бывшей деревни Тоскинеево открыли часовню. Инициатором ее возведения стал Виктор Круглов. По его словам, просто однажды он подумал: хорошо было бы в память о деревне восстановить существовавшую раньше часовню. Рассказал о своей идее бывшему соседу по улице в Тоскинееве, а ныне предпринимателю депутату городского Собрания Анатолию Иванову. Тот предложение поддержал, выделил необходимую сумму. Остальные земляки тоже оказали посильную помощь. Так и построили ее всем миром.
Андрей СЕРГЕЕВ.