Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Ездить ли зимой?

20.12.2008 /
11

Ездить зимой или нет, решает автолюбитель, чаще всего в соответствии с толщиной своего кошелька. Вот что советует известный журналист и перворазрядник по автоспорту Юрий Гейко.

Кузов автомобиля, эксплуатируемого каждый день круглый год, прогнивает насквозь при любой антикоррозионной обработке примерно за пять-шесть лет, “отдыхающего” зимой — за 15-20, вот и считайте. А кроме того — аварийность...
Зимой на наших дорогах начинается самое настоящее ледовое побоище. Тот, кого никогда не заносило, в первую же секунду неповиновения машины испытывает ужас и полную растерянность. Его инстинк­тивная и единственная реакция в такой ситуации — изо всех сил давить на тормоз, что категорически недопустимо! Умение выводить машину из заноса так же необходимо каждому водителю, как и трогаться с места. И лучше всего овладевать этим искусством в школах экстремального вождения.
Главная ошибка водителя при гололедице — резкие торможение, поворот руля, переключение передач или, самое страшное, торможение с одновременным поворотом руля.
Если под колесами снежная кашица, то, сбросив скорость и не делая резких движений, по такому месиву можно сносно ехать даже на “всесезонке”, не говоря уж о зимней резине. Неприятность может подстеречь в сугробе-отвале у тротуаров: попав в него правым передним колесом, если нет гидроусилителя, крепче держите руль — его может вырвать из рук.
Если снег укатан, тут уж “всесезонка” становится опасной. Старайтесь держаться ближе к обочине, где снег рыхлее. Хуже, когда вчерашнюю слякоть схватывает ночной морозец, лед под колесами не сплошной, а лишь местами, и это усугубляет ситуацию. Надо периодически слегка притормаживать: если машина замедляется — нет льда, если почти не реагирует — есть. Естественно, что шипы при любой гололедице вне конкуренции.
Бывает, в легкий морозец, когда кругом сухой асфальт, на эстакадах и мостах машину вдруг начинает крутить. Эти сооружения продуваются ветрами и промерзают насквозь, влага же в воздухе есть всегда. Старайтесь в “скользкие” времена года не ездить в левом ряду: если встречную машину закрутит и бросит на вас, вы уже ничего не сможете сделать.
Иномарки на скользкой дороге особых преимуществ перед отечественными автомобилями не имеют. За исключением тех, что оборудованы АБС, да и то — до определенного предела скорости.
Если вы решились ездить зимой, то начните с проверки тормозов: одинаково ли эффективно они работают на каждом колесе? Именно разность тормозных моментов колес является основной причиной заноса. Выберите умеренно скольз­кое пространство, разгонитесь и притормаживайте до тех пор, пока не проявится занос вашего автомобиля. Если машину тянет влево, то тормоза правого переднего колеса вашего автомобиля неэффективны. И наоборот.
 Если летом вы можете не проверять давление в шинах и лишь подкачивать спустивший баллон (что вас, конечно, не красит, но жизни почти не угрожает), то зимой перекачанные колеса или разность давления в них всего в каких-нибудь 0,3 атм. могут запросто стать причиной аварии. Отличить же на глаз колесо с давлением 2 атм. от колеса с давлением 1,7 атм. невозможно, здесь нужен манометр. Зимой некоторые, не обращая внимания на повышенный износ резины, делают во всех колесах не 1,8 атм., как рекомендуют инструкции, а 1,5 атм. Если гололедица катастрофическая, а вам надо куда-то доехать, то оставьте в колесах 0,7?0,8 атм., только будьте бережнее на выбоинах. Если гололедица сильная, можно стравить воздух до 1,0?1,2 атм. Жалко, конечно, резину, но жизнь дороже.
Вот несколько правил, о которых не стоит забывать зимой: тормозите “качками” — это даст вашей машине возможность выровняться, выйти из небольшого заноса; всегда будьте готовы врубить низшую передачу: очень эффективно при гололедице торможение двигателем. Этот прием обязательно отрепетируйте на свободном простран­стве, он много раз спасет ваш кошелек. Никогда не катитесь на “нейтралке” и тем более не тормозите на ней. При заносе заднеприводного автомобиля самое эффективное сбросить газ, а на переднеприводном — прибавить. В любой момент движения вы должны контролировать степень “скольз­кости” под колесами автомобиля, для этого можно иногда притормаживать, если нет никого сзади, и вы сразу почувствуете, в какой степени реагирует на это ваша машина.
Допустим, вы куда-то съехали и забуксовали — что делать? Перво-наперво ни в коем случае не газовать. Попробуйте трогаться со второй передачи и давать газ ровно столько, чтобы машина не заглохла. Старайтесь, чтобы при этом передние колеса не были сильно вывернуты: чем они прямее стоят, тем больше у вас шансов выехать. Опытный водитель знает, что если у машины есть “раскачка” туда-сюда хотя бы 20 сантиметров, то она, скорее всего, выедет без по­сторонней помощи. Если нет, то это значит, что вы капитально сели и, скорее всего, на “брюхо”: берите лопату и откапывайтесь. Зимой вообще полезно возить в багажнике совковую лопату с короткой ручкой.
Очень часто машина буксует в безобидном, казалось бы, месте, потому что одно ее ведущее колесо попадает на лед. Здесь надо либо порубить лед лопатой, либо посыпать его песочком.
И последнее. Если вас все же занесло, вы сбрасываете газ и инстинктивно жмете на тормоза. Делать этого не следует. Торможение только усугубит вашу ситуацию. На невращающихся, заблокированных колесах машина теряет даже ту управляемость, которой обладала. Как бы ни протестовал ваш организм, снимите ногу с тормозной педали и попробуйте поддать газку, только немного.
А лучше в сильную гололедицу не ездить вообще.