Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Сажал “вслепую” и без тормозов

27.11.2008
6
Александр Куликов с детства мечтал подняться в небо и после окончания новочебоксарской средней школы № 2 поступил в Ставропольское высшее военное училище летчиков и штурманов.
Александр Куликов после полета. Фото из архива А.Куликова.Курсанты учились летать и катапультироваться на тренажерах, потом начались прыжки с парашютом с вертолета Ми-8.
За время службы Куликов совершил 51 прыжок, из них 15 раз приводнялся на озеро.
Через семь месяцев он сел в кабину учебно-боевого самолета Л-29 чехословацкого производства и с помощью инструктора совершил первый полет, а еще три месяца спустя — самостоятельный. “На третьем и четвертом курсах летал на сверхзвуковых самолетах
Су-15 разных модификаций. Во время полетов, когда на земле мелькали квадраты полей, а над головой синело небо, я испытывал радость и восторг, ощущал себя небожителем, легко управляющим сверхзвуковым самолетом”, — делится впечатлениями Александр.
После завершения учебы его направили служить в авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б.Сафонова, который сначала дислоцировался в городе Кемь в Карелии. Путь от летчика третьего класса до первого прошел за три года. Управлял боевой машиной в ночных и групповых полетах (2-6 истребителей). Летал и в качестве ведущего летчика, и ведомого.
В свободное время в клубе офицеров занимался борьбой и стал перворазрядником. С друзьями-сослуживцами часто выбирались на природу. Кругом лес и множество чистых озер, в которых полно рыбы. Охотились на оленей и зайцев. Однажды завалили медведя: он “прогуливался” по улице города и никак не хотел покинуть его.
“Вдоль воздушных границ нашей страны летали самолеты Норвегии и Финляндии, — продолжает рассказ А.Куликов. — Во время боевых дежурств советские самолеты сопровождали их. 20 апреля 1978 года южнокорейский пассажирский “Боинг” ночью нарушил воздушное пространство и летел несколько сот километров над стратегическими объектами нашей страны. Летчики полка, в котором позже довелось мне служить, на двух истребителях Су-15 принуждали его к посадке, делали предупредительные выстрелы, однако экипаж иностранного самолета не отвечал. Тогда по приказу из Моск­вы “подранили” нарушителя (ракетой повредили одно крыло) и вынудили к аварийной посадке на лед озера в ста тридцати километрах от Кеми. “Сушки” приземлились рядом. Этих пилотов я хорошо знал, один из них был командиром моей эскадрильи”.
Вторым местом дислокации был город Мончегорск Мурманской области. Куликов участвовал в учениях частей ПВО Североморья, летал на МиГ-31.
Летчики — суеверные люди, в день полетов не бреются, не фотографируются, некоторые с собой берут талисманы. Все — пистолет Макарова и нож.
Иногда возникали нештатные ситуации. У Александра Куликова в полете отключился обогрев фонаря, и ему пришлось садиться “вслепую”: “Во время посадки на скорости 650 км/час не раскрылись тормозные парашюты, и пришлось вначале включить ручной, а потом и аварийный тормоза колес”.
После 14 лет службы в 1997 году полк расформировали. В звании капитана Куликов вышел в запас. Было грустно расставаться с друзьями и становиться пенсионером... в 31 год.
Родители Александра Васильевича работали на “Химпроме”, и он в 2001 году поступил на работу в аварийно-газоспасательную службу (АГСС) предприятия. Сейчас Куликов — заместитель начальника оперативного отделения АГСС, не раз участвовал в локализации аварий и ликвидации их последствий.
Григорий Васильев.