Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

За одной партой

01.11.2008
6
Инклюзивное образование в отличие от традиционного обеспечивает равный доступ к нему всех без исключения людей. Но при этом создает особые условия для тех, кто испытывает трудности в обучении. Таких детей, по оценкам экспертов разных стран, в среднем от 15 до 20 проц. Подобный тип образовательного процесса — когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе с обычными — позволяет дать им не только качественное образование. Опыт, накопленный в течение последних двадцати лет странами Западной Европы и Северной Америки, говорит о том, что такие дети более общительны и лучше приспособлены к жизни, чем их сверстники, обучавшиеся дома или в спецшколах. С каждым годом сторонников инклюзивного образования в нашей стране становится все больше. Какие же трудности могут препятствовать внедрению этого типа образования в России?
В последние годы в стране принят ряд документов, направленных на решение проблем инвалидов. Однако законодательная база еще требует существенных доработок. Процесс этот идет, но результатов сразу ждать не стоит. Из последних изменений в законодательстве можно отметить “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”. Теперь детские сады обязаны принимать детей с ограниченными возможностями и вести с ними коррекционную работу. В проекте государственной программы “Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009‑2012 годы” также указано, что число детей-инвалидов, обучающихся в обычных школах, должно возрасти с 40 до 50 проц.
К сожалению, большинство образовательных учреждений не приспособлены для обучения детей-инвалидов (в России около 540 тыс. детей с нарушениями в развитии. — Прим. авт.). Необходимы не только пандусы, но и спецподъемники, поручни в коридорах, специальные парты. И это далеко не полный перечень требований. Впрочем, все девять московских школ, открывшихся в этом учебном году, уже готовы принять детей с ограниченными возможностями. Хочется надеяться, что примеру столицы последуют и другие регионы.
Немалую сложность представляет и нехватка квалифицированных кадров. Нужны не только специалисты: коррекционные педагоги (дефектологи), психологи, воспитатели, социальные педагоги. Учительский состав должен обладать навыками работы с детьми с ограниченными возможностями. В Англии, например, в каждой школе имеются координатор и ассистенты, которые в случае необходимости могут быть сурдопереводчиками, помочь в передвижении или решении учебных задач.
Нельзя забывать и о настороженном отношении общества к тому, чтобы здоровые дети учились вместе с детьми-инвалидами. Недавно Карельская государственная библиотека для слепых провела социологический опрос в школах Петрозаводска. Почти треть учеников высказалась против совместного обучения, другая треть — за. 62 проц. младших школьников и 73 проц. младших школьниц не против дружбы со сверст­никами-инвалидами. Такой же опрос, проведенный среди студентов, показал, что две трети респондентов не против сидеть за одной партой с инвалидом. Как показывает практика, чем раньше дети-инвалиды включаются в образовательный процесс, тем быстрее находят общий язык с другими детьми.
Проблемы можно преодолеть. Пример тому — эксперимент, проходящий в новокуйбышевской средней школе № 11. По­следние двенадцать лет школа сотрудничала с дет­ским реабилитационным центром, в котором обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития. Со временем центр перестал справляться с нагрузкой, поэтому приняли решение на базе школы запустить систему инклюзивного обучения.
Денежные средства были выделены из област­ного и городского бюджетов. Отремонтировали классы, купили автоматический подъемник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями на все этажи учебного заведения. У входа в здание поставили пандусы, оборудовали поручнями классы, коридоры, места отдыха. Были закуплены и специальные парты. Кроме того, в школьном гараже появился микроавтобус с подъемником для детей-колясочников. Для зачисления в школу требовалось письменное заявление ребенка и его родителей, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии. Количество детей с ограниченными возможностями в классах не превышало четырех человек. Для учителей и родителей провели серию тренингов и семинаров по проблемам совместного обучения. Дети практически не заметили, что в их классах появились новые ученики, и конфликтов не было.
Учебный процесс не изменился. Расписание осталось стандартным. Только при этом детям с отклонениями в развитии уделялось больше внимания. Они получали задания, позволяющие отработать базовые знания. Несмотря на опасения родителей здоровых детей, на успеваемость остальных детей это не повлияло.
Впрочем, до масштабного внедрения инклюзивного образования в России пока далеко. И рано делать ставку лишь на подобную форму обучения, забывая про традиционное образование.
Недавно Председатель Правительства РФ В.Путин подписал постановление, согласно которому до конца года все дома-интернаты для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками будут оснащены уникальными компьютерными интернет-классами, адаптированными для детей с особыми потребностями.
И еще. В России уже несколько лет реализуется программа по дистанционному обучению “Живая школа”. Для этого специальные аппаратно-программные комплексы устанавливаются в квартирах учащихся и базовых школах. По этой программе обучается около тысячи детей в Санкт-Петербурге, Москве, Московской области, Калининграде и ряде других городов.
Максим ИВАНОВ.