Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Главное, ребята, сердцем не стареть!

28.10.2008
6

Завтра круглую дату — 90-летие комсомола — отметят многие жители нашего города. Ведь Новочебоксарск родился благодаря двум всесоюзным ударным комсомольским стройкам: строительству химического комбината и Чебоксарской ГЭС — и одной республиканской — хлопкопрядильной фабрики. Слово — бывшим комсомольским лидерам.

 

Михаил КОЗЛОВ, секретарь комитета комсомола УС “Чебоксаргэсстрой” в 1975-1979 годах, ныне глава города Новочебоксарска — председатель город­ского Собрания депутатов.
Хотелось бы вначале рассказать, как появилась фишка города “Главное, ребята, сердцем не стареть!”
В 79-м году был на Братской ГЭС и там на крутом склоне заметил надпись “Ангара, покорись!” Слова запали в душу, решил: нечто подобное должно быть и у нас. Мне очень нравилась песня “Главное, ребята, сердцем не стареть!” Поделился с членами комитета, идею поддержали, даже в план работы включили. Но средств тогда не нашлось.
А лет десять назад поделился с друзьями, бывшими комсомольскими активистами, о своей невоплощенной задумке. Саша Ильин тут же вызвался сделать эскиз рисунка, его фирма “Профи” впоследствии все это воплотила. Володя Панин из “Гидромеханизации” трубы предоставил, у Николая Кузьминова в “Гидромонтаже” сварили их, электриче­ские сети (я тогда там работал) провели освещение, а ЖКХ благоустроило территорию. Да, еще: от имени города написали письмо Пахмутовой и Добронравову с просьбой дать согласие на использование их слов и с приглашением на открытие стелы. Они дали добро, только вот приехать из-за болезни не смогли. В общем, из бюджета на памятник первостроителям не ушло ни копейки.
В начале своей работы секретарем два года я ездил по строительным частям Приволжского военного округа и агитировал солдат после мобилизации отправляться не домой, а на строительство Чебоксарской ГЭС. Вы, мол, молодые, сильные, нам такие позарез нужны, и работой, и жильем обеспечим, а невест у нас всем хватит — город-то только строится. Привозил я их группами, в солдатской форме.
На субботники выходили дружно, без вопросов “А сколько заплатите?” Выезжали в подшефный колхоз в Моргауш­ский район на заготовку кормов.
Помню приезд на ГЭС делегации Эгерского обкома комсомола из Венгрии в 78-м году. Венгерский город Эгер был по­братимом Чебоксар. Мы не знали, чем их угостить, и ничего умнее не придумали, как поставить на стол венгерское вино “Токай”, зато борщ был наш. Часа четыре они у нас находились, отзывы оставили замечательные.
Не забудется и приезд на нашу ГЭС Марчука — легенды Братской ГЭС. Крылатая фраза из песни по стране тогда ходила: “Марчук играет на гитаре”. Он сам попросил о встрече с комсомольским активом. Много интересного нам рассказал: как возводилась Брат­ская ГЭС, как с работы не уходили, ночевали на стройке. Подобный энтузиазм проявлялся и у нас. Был случай, когда мы трое суток из котлована не выходили: потребовалось срочно перегнать мощный мостовой кран на другой объект. Если его разобрать, переправить, затем собрать, на это ушли бы два месяца. Приняли решение кран перетащить, справились с задачей за две недели.

Галина БАГАУТДИНОВА, секретарь комитета комсомола стройтреста № 4 в 1969-1975 годах, ныне директор ГУ Центр занятости населения г. Новочебоксарска.
В первую очередь я бы отметила главную черту в характере молодежи тех лет — беззаветное служение городу. Субботников в те времена было предостаточно, иногда о них мы и не объявляли. Заказывали автобус в диспетчер­ской, подъезжали к общежитию, люди быстро одевались и отправлялись работать.
Наш комитет комсомола четвертого треста (организации, возводившей корпуса химического гиганта) имел права райкома ВЛКСМ, на учете состояли 900 комсомольцев, а вопрос с присвоением подобного статуса “Химпрому” в ЦК затянулся. И Леня Морозов, тогдашний лидер молодых химиков, все возмущался, мол, строители работают на первой всесоюзной ударной стройке республики на правах райкома, а мы как пасынки, падчерицы? И когда мы поехали с передачей эстафеты ЦК ВЛКСМ в Новомосковск Тульской области, в свою делегацию строителей как члена включили секретаря комсомольской организации “Химпрома”.
То время еще запомнилось строитель­ством ДК “Химик”, возведение которого шло непосредственно под контролем отдела рабочей молодежи ЦК. С утра раздавался звонок из Москвы и звучал вопрос: “У вас там все в порядке? Стройматериалов хватает?” Нет, мы не заменяли снабженческие службы, но при необходимости что-то приобрести обязательно подключали начальника штаба всесоюзной ударной, в то время им был Юра Мизуров, светлая ему память. За его подписью готовились письма в организации, вплоть до союзных министерств.
Нас поддерживали партком и профсоюзная организация. В тресте было более 20 комсомольско-молодежных бригад, они соревновались. Победитель получал 3-комнатную квартиру, за второе место — 2-комнатную, за третье — однокомнатную. Отличившимся выделяли места в детсады, дарили молодоженам на комсомольских свадьбах подарки, и немаленькие. К примеру, комнаты гостиничного типа, квартиры. Как видите, стимул был мощный.
Но умели не только работать, но и отдыхать. Все праздники тогда проходили в клубе “Строитель”, ДК “Химик” еще не по­строили. Очень хотелось иметь свое кафе, его мы организовали в актовом зале треста, создали соответствующую обстановку, даже прожектора позаимствовали в драмтеатре. Первый раз собрались весной, на столики поставили ветки тополя, так и назвали кафе — “Тополинка”. Здесь отличные вечера отдыха проходили.
А на том берегу Волги, на острове Козин, организовали палаточный лагерь. Потом к нам сюда на отдых стали присоединяться и другие организации. Однажды даже семинар с марийскими комсомольцами провели, понятно, в неформальной обстановке: собравшиеся сидят в кругу, докладчик в центре, и все прикрывают головы лопухами от солнышка.
Такое впечатление, что тогда мы жили на одном дыхании, и работали, и отдыхали, во всем царил комсомольский задор.

Евгений ЖЕЛВАКОВ, работал секретарем комсомольской организации ЧПО “Химпром”, затем 1-м секретарем горкома комсомола, ныне директор част­ного предприятия.
На “Химпром” пришел после школы, начал со слесаря, затем служба в армии, вернулся на родное же предприятие, в цех № 171, где через год был избран секретарем комсомольской организации. Цех молодой, развивали художественную самодеятельность, спорт, создали команду КВН. А в 1987 году, к этому времени я окончил университет, мне предложили перейти в замы секретаря комитета комсомола предприятия.
По тем временам комсомольская организация стала моделью молодежного общественного самоуправления, касающегося всех сторон жизни молодого человека: от его прихода на производство, закрепления за ним наставника и до участия в конкурсах профмастерства. И совершенно справедливо “Химпрому” присвоили имя Ленинского комсомола.
На “Химпроме” в то время очень активно работал совет молодых специалистов. Многие участвовали в конкурсах на лучшее рацпредложение. Безусловно, это помогало молодым заявить о себе, продвинуться по службе.
Исключительно интересной формой работы стал выпуск “Комсомольского прожектора”. На предприятие пришел молодой, добродушный, работящий и талантливый художник Саша Ильин. Он и возглавил “КП”, где речь вели о нарушителях дисциплины. Портретное сходство картинок-шаржей было поразительным. Вывешивали “КП” на проходной, иные старались “вымарать” себя с листка. А кадровые службы приводили такие данные: число нарушений после очередного злободневного выхода “КП” на 2‑3 недели падало.
Кроме того, комсомольцы поддерживали общественный порядок. Оперативный комсомольский отряд дежурил в местах отдыха, общежитиях, на дискотеках. К слову, у нас на “Хим­проме” в цехе № 1 родился ансамбль “Синтез”, организовал его наш работник Саша Зинаков. Так, аппаратуру для музыкантов мы пробивали через Москву, естественно, современную для того времени. Мы приспособили под дискотеку 80-х тогда кафе “Русский чай”, потом коллектив перекочевал в ДК “Химик”.
Но не всегда для мероприятий, к примеру, проводимых цехами, требовалось огромное помещение ДК. Вот и появилось в здании за дворцом кафе, сначала называлось “Алые паруса”, потом “Молодежное”. В нем собирались комсомольцы на вечера “От всей души”, играли комсомольские свадьбы, справляли юбилеи коллективы цехов.
А на бульваре Гидростроителей в доме напротив памятника воинам Великой Отечественной мы разместили молодежно-опорный пункт, составили график, и по нему поочередно наши первички, впоследствии и городские комсомольские организации, дежурили. Была такая операция — “Забота”, когда мы посещали по вечерам семьи трудных подрост­ков, чтобы выяснить, чем они занимаются. Долго в оперативном отряде, отдавая все силы, работали Геннадий Иванов и Геннадий Советников.
Интересно то, что спустя много лет ко мне подходили люди и говорили: “Евгений Михайлович, а помните, как вы мне помогли, и я не пошел по скользкой дорожке?”. Рад, что нам удалось многих трудных привлечь к занятиям в различных кружках самодеятельности: драматическом, танцевальном, то есть найти полезный выход их энергии.
Еще были созданы группы, уже на уровне города, юных помощников ГАИ, отряд по охране водоемов от браконьеров, которому были приданы уазик, радиосвязь. Поэтому в республиканских смотрах-конкурсах оперативники и “Химпрома”, и городского штаба выходили победителями.
Подводя итог тем замечательным годам, хочу сказать, что комсомол был отличной школой общественного самоуправления. И в то же время институтом защиты прав молодежи. По­скольку в тех случаях, когда речь шла об условиях труда, быте, жилье, досуге, существовал мощный авторитетный орган, который эти вопросы ставил на всех уровнях, вплоть до союзного. Может быть, с излишней идеологией работал комсомол, но она не мешала, ведь были конкретные дела на благо предприятия, города. Всем комсомольцам за это низкий поклон.

Сергей КОТОВ, с 1982 по 1987 год работал инструктором ГК ВЛКСМ, затем заведующим орготделом, потом 2-м и 1-м секретарем горкома
ВЛКСМ. Ныне главный механик ОАО “Перкарбонат”.

Когда начал работать в горкоме, то попал в период, когда приближалось 40-летие Дня Победы. Дата юбилейная, а в городе ни одного места, где можно было бы отметить торжественно празд­ник. На заседании горкома приняли решение: построить памятник погибшим в Великой Отечественной войне, ныне он на аллее Славы, где Вечный огонь. Наша комсомольская организация была богатой, так что в состоянии были профинансировать строительство объекта. Оставалось полгода. Подключили главного архитектора города Бориса Шимарева, заместителя председателя исполкома Геннадия Косарева — он стал куратором стройки. Мы с Шимаревым занялись композицией монумента. Чебоксар­ский скульптор Черепанов выполнил модель.
Но ситуация обострилась: вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров, запрещающее строитель­ство мемориальных объектов на территориях, где не было боевых действий. И банк счет на оплату нам не пропустил. А работа идет, скульпторам надо платить. Пытаюсь в банке доказать: мы, мол, не политическая организация, а молодежная, по­становление на нас не распространяется. Управляющий вначале сомневался, потом говорит: “Ладно, иди неси письмо из обкома комсомола, что они, мол, разрешают вам использовать деньги на это строительство”. Я быстро сочинил письмо, 1-й секретарь обкома ВЛКСМ Валерий Шакин подписал, я сразу же в сбербанк, и финансирование пошло.
Сроки сжатые, с утра садились с Шимаревым в горкомовскую “Волгу”, отправлялись в СУОР, где стояли буквально над душой рабочих, пиливших гранитные камни, потом на “Рем­строймаш”, где изготавливали звезду. А к благоустройству подключили другие предприятия, так что монумент к 40-летию Победы появился.
Если наше поколение комсомольцев оставило след в виде этого памятника, то следующее, ведомое Николаем Лукиным, Алексеем Коротковым, открыло первый в республике оборонно-спортивный лагерь для трудных подростков. Помню, как-то Николай попросил велосипед, чтобы съездить туда на мероприятие. Возвращается и сообщает, что, мол, и ребята не оставили меня без внимания: вставили иголку и прокололи шину.
Хочу рассказать о “ляпах” одной отчетно-перевыборной конференции. Начало, зал ДК “Химик” полон до отказа, ребята выносят знамя городской комсомольской организации под слова: “Навеки умолкли веселые хлопцы, в живых я остался один”. Знаменосцы, пытаясь подладиться под музыку, еле передвигают ноги, народ в зале стоит. Оказывается, оператор ДК вместо маршевой музыки включил траурную. Зал начинает сотрясаться от смеха.
Но на этом не кончилось. Через каждые полтора часа работы конференции объявлялся перерыв, чтобы люди смогли перекусить в буфете. И кто-то из наших ребят по ошибке нажал кнопку аварийного закрытия сцены, сверху начинает движение железобетонная массивная плита толщиной 20 см, причем с мощнейшим душераздирающим звуком, и закрывает полностью всю сцену. Народ очумел, не понимает, в чем дело. Через минуту, оцепенение еще не прошло, плита стала подниматься с таким же звоном, хоть уши затыкай...

Елена Шмелева (ныне Копылова), секретарь комсомольской организации хлопкопрядильной фабрики в 1983-1987 годах, ныне заместитель директора по учебно-воспитательной работе Чебоксарского химико-технологиче­ского техникума.
На хлопкопрядильную фабрику я пришла в 1983 году по направлению сразу же после окончания текстильного техникума. Ввели только административный корпус, в цехах ждали поступления оборудования. Пришлось создавать организацию: ставить на учет, принимать новеньких. Очень благодарна городскому комитету ВЛКСМ — Сергею Котову, Николаю Лукину — за помощь советами, они стали нашими наставниками.
Производство новое, и мы сконцентрировались на проф­ориентационной работе среди школьников. В 11-й школе был организован учебно-производственный комбинат, его питомцы проходили у нас практику. Наши комсомольцы их опекали.
Сами лично проводили среди молодых конкурсы проф­мастерства. Разумеется, устраивали субботники, предприятие только рождалось, дел по горло. Организовали художественную самодеятельность, очень интересно на фабрике проходили встречи поколений. Благодарна активистам тех лет: Татьяне Николаевой (называю прежние фамилии), Лилии Макаровой, Юрию Новоженину, Николаю Гаврилову, Валентине Василенковой, Геннадию Апраксину — за то, что они своим примером заряжали других. Все делали сообща, индивидуализма не чувствовалось, над нами витал дух комсомола.
Любовь Захарова.

Уважаемые новочебоксарцы!
29 октября приглашаем вас в Центр развития творчества детей и юношества имени А.Андрианова (ул. Советская, 41) на встречу поколений
“Главное, ребята, сердцем не стареть…”, посвященную 90-летию комсомола.
Начало в 17.30.
Оргкомитет.