Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Маршем вдоль линии Маннергейма

07.10.2008
7

Уроженца села Илев Вознесен­ского района Горьковской области Сергея Кашникова призвали в армию в 1973 году после окончания Иванов­ского энергетического техникума. Служил он механиком-водителем Т-54Б и Т-55 в танковой роте 116-го гвардейского мотострелкового полка Ленинград­ского военного округа. Ему слово.

Сергей Кашников 

Боевая машина может поработать и бульдозером. Фото из архива С.Кашникова. 

 “Часть располагалась близ станции Черная Речка. В нашей роте служили люди разных национальностей: русские, литовцы, азербайджанцы, дагестанцы, грек. Южане плохо говорили по-русски, мне приходилось им многое разъяснять. Жили дружно, дедовщины и в помине не было.
Часто проводились учебные занятия на танковом полигоне, который находился в тридцати километрах. Мы по боевой тревоге “снимали танк с хранения”: зимой заливали антифриз, загружали два ящика гранат (комплект снарядов приготовлен заранее), заводили мотор и выезжали.
Два раза совершили стокилометровый марш вдоль укреплений линии Маннергейма, которую возвели финны перед войной 1939-1940 годов и которая доставила немало неприятностей Красной Армии. Укрепления были практически целы. Доты, валуны, стены из гранита и рельсов представляли большую преграду. Однажды механик-водитель соседнего танка допустил ошибку и нарвался на валун: он плохо просматривался в тумане через триплекс. По рации мы получили приказ командира роты остановиться, быстро отремонтировали поврежденную гусеницу и продолжили марш.
Три месяца находились на киносъемках фильма “Дожить до рассвета”. В это время мы жили не в казармах, а в общежитии и питались лучше. Картина снималась под Новгородом. Танки Т-34, Т-44, пушки, грузовики военного времени привозили из Москвы по железной дороге. “Яки” доставили по воздуху. Некоторые из них “оформляли” под “мессершмитты”. И часть бронетехники маскировали под фашистские танки: башню и корпус покрывали стальной обшивкой с крестами. Сами надевали немецкую форму. Мне приходилось водить и наши, и немецкие танки “пантера”, “тигр”, “гореть” и вылезать из “подбитой” машины. Стреляли холостыми снарядами и патронами. Однажды пиротехники чуть не сбили вертолет, откуда велась съемка: кусок льда при взрыве попал в лопасть. Летчик по просьбе операторов слишком низко спустил “вертушку”. Между прочим, преды­дущий призыв роты участвовал в киносъемках фильма “Блокада”.
Сергей Кашников отмечен знаками “Гвардеец”, “Механик-водитель первого класса”, “Отличник СА”. Он выполнил норму кандидата в мастера по спортивной ходьбе еще в годы учебы в техникуме, был чемпионом Ивановской области.
После увольнения в запас Сергей полтора года проработал наладчиком на Кольской атомной электростанции, потом переехал в Новочебоксарск и устроился мастером в цех № 24 “Химпрома”. Позже его направили наладчиком автоматических линий производства хим­оружия в цех № 83. В настоящее время Кашников — энергетик монтажного участка цеха № 24.
За добросовестный труд он награжден медалью “Ветеран труда”, знаком “Ударник десятой пятилетки”, Почетной грамотой Министерства промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики. Его портрет был на Доске почета “Химпрома”.
В руках Кашникова спорится любая работа. Он и электрик, и слесарь, и сварщик, и столяр, и плотник, и каменщик, и автомеханик. Сам ремонтирует легковые автомобили своих детей, отделывает комнаты коттеджа в Липове.
У Сергея Ивановича дружная семья. Его супруга Лидия Николаевна — экономист цеха № 24. Оба сына вначале окончили техникум, потом заочно Московский государственный открытый университет. Старший, Александр, несколько лет работал программистом в ОАО “Химпром”, в настоящее время инженер в ООО “Коммунальные технологии”. Младший, Игорь, ведущий инженер в отделе снабжения “Химпрома”.
Григорий Васильев.