Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Покупать Буратино азбуку — обязанность папы Карло?

20.09.2008 /
7

Федеральный закон, который должен был снять с плеч родителей (или, по крайней мере, значительно облегчить) бремя оплаты учебников, вступил в силу 1 сентября 2007 года. Однако многие папы и мамы по-прежнему выкладывают деньги, порой немалые, на книги для своих чад. Почему так происходит?

 

История вопроса
Напомним, что было раньше. Бесплатные (точнее, полностью оплачивавшиеся из государ­ственной казны) учебные пособия перестали поступать в образовательные учреждения в 1997 году. С 1999-го в школах Новочебоксарска начали собирать деньги с родителей “на учебники”. На эти средства ежегодно обновлялась часть фонда школьных библиотек, учебные заведения это вполне устраивало. Вот только родители роптали, так что в итоге от такой практики пришлось отказаться. Вопрос об обновлении фондов учебной литературы возник снова.  
В июле 2007 года принят Федеральный закон № 194-ФЗ, согласно которому обеспечение школьников учебниками передано в компетенцию субъектов Федерации. В декабре 2007 года во все управления образования администраций городов и районов республики Мини­стерство образования и молодежной политики ЧР направило разъяснения положений закона.
Трактовка Министерства образования
В документе приведены несколько вариантов обеспечения учебниками школьников. Например, когда речь идет о детях из малоимущих семей, используется такой. Все необходимые пособия ребятам выдают бесплатно. Для этого надо заблаговременно представить справку из отдела социальной защиты. Например, чтобы получить книги в сентябре 2008-го,  следовало сдать справку до 1 января нынешнего года. Кто не успел, тому придется ждать 2009-го.
Также бесплатно, но уже всем учащимся, выдают “республиканский” комплект книг по таким предметам, как “Чувашский язык”, “Культура родного края”, “Родное слово”. Затраты взял на себя республиканский бюджет.
Обновление фондов школьных библиотек возможно и по республиканской целевой программе развития образования ЧР на 2006-2010 годы.
Следующий вариант (он, на мой взгляд, и должен являться основным) предполагает выделение субвенций местным бюджетам. Причем при составлении сметы школам рекомендуется “по необходимости предусматривать расходы за счет средств, по­ступаемых из республикан­ского бюджета ЧР на основе подушевого норматива, исходя из по­требности в учебниках и учебных пособиях”.
И еще два варианта — внебюджетные средства и приобретение книг самими родителями.

Гладко на бумаге,
а на деле...
Казалось бы, все предельно ясно. Следует провести инвентаризацию учебных фондов школьной библиотеки, определить, сколько и каких пособий нужно докупить. Включить необходимую сумму в смету на 2008 год, получить деньги, приобрести книги. И оставить в покое кошельки родителей.
В сметах школ на этот год в графе “учебники и учебная литература” (данные предоставили в управлении образования) суммы приведены настолько разные, что вызывают вопросы. Например, в школе № 14 — 130 тысяч, гимназии № 6 — 83 тысячи, лицее
№ 18 — 18 тысяч, школе № 4 — 15 тысяч рублей. А у иных заведений указанной статьи расходов вообще нет. Например, в школе № 5. Выходит, в таких образовательных учреждениях школьная библиотека полностью обеспечивает потребности учеников? Или (возникает и такое предположение) школы предпочли направить средства на решение своих хозяйственных проблем, возложив обязанность обеспечения книгами на семью?
Методист городского Центра мониторинга и образовательных технологий Лениза Мулюкова сообщила, что к 2008-2009 учебному году в Новочебоксар­ске родители в среднем приобрели по два-три учебника, эти траты не превысили 500 рублей. Данное
утверждение верно для всех, кроме пап и мам учеников начальных классов, особенно первоклассников. Для них комплект стоил около 1500 рублей. Самым младшим школьникам нужны так называемые книги-тетради, в которых специально оставлено место для выполнения заданий.
Так кто же должен обеспечивать школьников учебниками? Перед принятием названного закона в федеральных СМИ многие эксперты отмечали, что одна из главных его целей — освободить родителей от данного вида расходов. Как видим, получилось не так, как было задумано.
Что делать? Выход на самом деле есть. В каждой школе имеется управляющий совет, куда входят представители общественности. Этот орган имеет право вникать во все школьные дела, в том числе и в составление сметы расходов на следующий год. Именно совет может добиться, чтобы расходы на учебники покрывались за счет средств субвенций, а не родительских кошельков.  
Андрей СЕРГЕЕВ.