Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

В России перестали читать?

15

Россия — самая читающая страна в мире. Кто мог усо­мниться в подобном утверждении лет тридцать назад? Сейчас же этот, казалось, незыблемый, внушаемый нам с детства постулат то и дело подвергается со­мнению. А бесстрастная статистика  “подкидывает” информацию, вносящую сумятицу в сознание думающих граждан: по последним данным ВЦИОМа, сегодня
34 процента взрослых  вообще не берут книгу в руки на досуге.  Люди разучились читать!
Чтобы разобраться, действительно ли мы уступили позиции самой читающей нации в мире, в редакции “Граней” за круглым столом  собрались представители крупнейших библиотек Чувашии — Национальной, республиканской детско-юношеской и МУ “Библиотека” г. Новочебоксарска.

 

 

Надежда Егорова, заведующая отделом маркетинга Национальной библиотеки Чувашской Республики:
В 2006 году Национальная библиотека провела социологическое исследование “Читающая Чувашия”, в котором приняли участие все библиотеки республики. По полученным данным, в Чувашии читали тогда 44 процента населения (по России — 63), что, конечно же, мало.

 

Людмила Рыбакова, заведующая информационно-библиографическим отделом  библиотеки им. Ю.Гагарина:
Я, пожалуй, не соглашусь со сказанным. Мой ребенок, одиннадцатикласс­ник, летом столько книг прочитал! И сейчас не расстается с фэнтези и даже Коэльо попросил.
 В библиотеке существует очередь, и довольно порядочная, на определенные книги, толстые журналы.

 

Елена Федорова, заведующая Центром чтения и массовой работы Национальной библиотеки:
Я пять лет проработала в дет­ской библиотеке. Подрастающее поколение сегодня читает совершенно другую литературу — не ту, что привлекала их родителей. Почему так популярны сказки про Гарри Поттера? Потому что детям хочется волшеб­ства, они тянутся к таинственному миру. А почему так мало читают? Наверное, потому, что не видят интересных книг.

 

Елена Мазурова, заведующая отделом комплектования и обработки библиотеки им. Ю.Гагарина:
Книжный рынок сейчас со­всем иной по сравнению с советским периодом.

 

Вера Дилек, заведующая отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Чувашской республиканской детско-юноше­ской библиотеки:
Мы, библиотекари, уже давно считаем, что население не читает или читает не то. Люди выбирают развлекательную литературу. В этом, наверное, не только их вина.
В 70-80-е годы прошлого столетия государство проводило  масштабные исследования “Книга в жизни села”, “Книга в жизни небольших городов”. Тогда 87 процентов населения читали. Недавно  Пушкинская библиотека со­вместно с фондом  “Невада” пришла к заключению: четверть населения дружит с книгой, а 37 процентов нет.
Но то, что дети не читают, — это все-таки миф. Они пока еще читают, но мечтают о хороших книгах и, возможно, выбрали бы научно-познавательную литературу, но наш книготорговый рынок ее не предлагает. Потому библиотеки, имея деньги, не могут купить эти книги.
Со взрослыми все значительно сложнее. Отовсюду слышим: мы  вступаем в информационный мир, а потому необходимо учиться, без знаний никуда. Но почему это не осознается всем гражданским обществом, непонятно.

Проблема чтения в  России — это проблема только библиотек. Не государства, не СМИ (хорошо, что газету “Грани” она волнует), не рекламы. Сейчас говорят о катастрофической ситуации на читательском рынке. Если не предпринять меры, будет, наверное, значительно хуже.
Но у Чувашии хорошие пер­с­пективы. Республика считается лидером в библиотечном деле. Библиотеки модернизируются, “обзаводятся” Интернетом, но остаются проблемы с комплектованием хороших книг и привлечением читателей. Библиотекари, как в двадцатые годы прошлого столетия, выходят на улицы. Это удивляет людей, некоторые даже спрашивают: “Разве библиотеки еще существуют?”

Н.Егорова: Недавно у нас появился Центр чтения. Прежде существовала должность главного библиотекаря по массовой работе, потом ее упразд­нили, время же показало, что это задача Национальной библиотеки — расширять круг читателей.
Мы стараемся проводить больше интересных мероприятий, встреч, конкурсов, акций, игр и не только в библиотеках, но и во дворцах, школах, на площадях, чтобы привлечь побольше нечитающей молодежи. Она же сегодня ищет развлечений.

Е.Федорова: Мы ищем и находим способы приобщить людей к книге. И в Национальную библиотеку будут ходить независимо от того, есть у нас зал абонемента или нет. Да, литература в основном сосредоточена в читальном зале, но для души
открыт клуб “Бестселлер”. Его членами становятся, сделав взнос из пяти книг. Фондом, созданным читателями, надо сказать, хорошим, пользуются и студенты, и пожилые, берут “клубную” литературу на дом.

 

Екатерина Василькова, заведующая сектором библиотеки им. Н.Полоруссова-Шелеби:

В нашей прежней стране на государ­ственном уровне  существовал культ чтения. Лозунг “Книга — лучший подарок” и подобные ему прививались с детства. Ни у кого даже не возникало во­проса: читать или не читать? За рубежом уже давно озаботились тем, что народ теряет интерес к книге, и разработали программы в поддержку чтения, вложили значительные средства.
А что у нас? 2007 год собирались объявить Годом чтения, но так и не объявили. Разрабатывали программу развития чтения в России до 2020 года, но государ­ство не принимало в этом участия. Проблема чтения — забота библиотекарей, книготорговых предприятий, издателей. И пока спасение утопающих будет оставаться делом рук самих утопающих, я думаю, проблема не исчезнет.
Но это, действительно, миф, что не читают. Проводимые исследования учитывают чтение литературы в бумажном варианте. А какой сейчас пласт читателей в Интернете!  И сколько сайтов, на которых обсуждают книги! В том числе и молодежь. Я возражала бы против того, что не читают.

Е.Федорова: Согласна, статистика не берет в расчет тех, кто пользуется аудиокнигами. Молодежь хочет читать, и то, что люди не читают, мне кажется, неправда, миф.
Е.Василькова: Раньше в стране было всего несколько издательств, тиражи огромные. Сейчас издающих книги предприятий много, причем 98 процентов из них — коммерческие. Они и влияют на выбор литературы. Издают то, что легко читается и быстро раскупается, то есть ширпотреб, “попсу”.  Серьезная литература выходит малыми тиражами и оседает в Санкт-Петербурге, Москве. До Новочебоксарска не добирается. И не покупают ее, говорят книготорговцы.
Подростковых серьезных книг не то что нет в магазинах, их не написали еще, поэтому вынуждены школьники читать про Гарри Поттера. Приходит старшеклассница, и что мы можем ей порекомендовать?

Е.Федорова: Взрослые предпочитают в основном Донцову, детективы, чтобы отдохнуть, отвлечься от проблем, не думать.

Е.Василькова: К сожалению, исчезает культурная, литературная элита, интеллигенция, которая задавала тон, имела высокую планку духовных потребностей. Было, конечно, и прежде бульварное чтиво, но все знали, что существует хорошая, серьезная литература.

Е.Федорова: Сегодня ее очень мало, надо выискивать по крупицам.  Что сейчас в литературе? Деньги, любовницы, машины, квартиры… Такие общечеловеческие ценности, как доброта, честность, порядочность,  не в цене.

В.Дилек: Действительно, есть издания, которые приносят вред не только детям, но и взрослым. Но нынешнее законодательство защищает граждан от вредоносной информации, в библиотеках проводились прокурорские проверки фондов. А задача библиотекаря стать фильтром на пути такой литературы к читателю.
И почему чтение ассоциируется у нас только с чтением беллетристики? Это неправильно.  К тому же в библиотеки ходит не все население. Есть еще школа, которая должна воспитывать у подрастающего поколения потребность в чтении. Правда, число часов на “литературу” сокращается.

 

Ольга Федотова,  ведущий методист библиотеки им. Ю.Гагарина:
Библиотека им. С.Маршака очень тесно сотрудничает со школами. Учителя начальных классов приводят к нам учеников. Те записываются, выбирают книжки, читают. И так в течение всего учебного года.

В.Дилек: К литературе для младших школьников больших претензий нет. А вот для старших в учебниках дается сокращенный, хрестоматийный вариант литературных произведений.  Кроме того, ведь книгу не только прочитать, но и обсудить нужно, чтобы понять смысл.  Учителей заинтересованных, которые приводили бы детей в библиотеку, становится все меньше.

Е.Василькова: Давно спорят, какую литературу стоит преподавать в школе, не слишком ли сложна программа для 15-16-летних? Я согласна с мнением, что задача учителя литературы открыть мир классики, мир самых лучших книг. Но не надо досконально изучать, по косточкам разбирать произведения Толстого, Достоевского, Чехова — дайте о них представление. И сделать это следует именно  в средней школе, иначе, став взрослым, человек не сможет ориентироваться в литературе.

Е.Федорова: Нынешняя программа по литературе неплоха. Нужно даже увеличить ее объем. Не надо детям давать лениться. Оставишь им больше времени — начнут искать развлечения на улице, в игровых салонах.

О.Федотова: В школьной программе и без того хватает авторов и произведений. К тому же  “нагружается” тот, кто и без того не бездельничает.
Е.Мазурова: Во время каникул школьники читают очень много.

 

Альбина Любимова, директор МУ “Библиотека”:
Если взять годы с  2001-го по 2006-й, в библиотеках Новочебоксарска  наблюдался спад по книговыдаче, но росло число читателей и посещений. В 2007 году произошел рост по всем показателям, пусть и небольшой. Может, действительно, охват населения низкий? Если судить по читальному залу, люди стали меньше в нем заниматься. Сейчас в нашем арсенале компьютерная техника, ксероксы,  читатели могут ими воспользоваться или взять нужную книгу на ночь. А кто-то и к нам не приходит —  покупает в магазине. Так что неучтенных читателей очень много.
Библиотекари приобщают горожан к чтению всеми доступными способами. В последние годы мы активно “пиарим” себя, занимаемся проектной деятельностью, пишем программы, привлекаем городскую власть к решению наших проблем. Имидж библиотек вырос.

В.Дилек: А на сайте нашей библиотеки, чтобы дополнительно заинтересовать читателей, появился портал “Чуваш­ские писатели — детям” с  библиографией, биографиями поэтов и писателей и полными  текстами произведений.
По продвижению чтения каждая библиотека делает очень много.  Мы выиграли грант ПФО на проведение книжного фестиваля, организуем республикан­ские конкурсы, недели детской книги. В этом году в третий раз пройдет фестиваль “Вместе с книгой в Новый год”.
Сейчас очень мало передач на радио и телевидении по чтению. А мы можем похвалиться: на республиканском радио у нас каждую неделю выходит программа “Библиотерапевтиче­ские чтения “Мы вместе”.
Но один в поле не воин. Библиотеки своими силами не могут привить любовь населения к чтению. Национальная программа не поддержана государством, не финансируется им. Тем не менее она действует. Нам надо чаще брать ее на вооружение, предъявлять властям, привлекать спонсоров и союзников.
Считаю, это миф, что Россия перестала читать. Я долгое время жила в Турции, арабских странах. Там люди даже не представляют, что есть библиотеки.

Е.Василькова: Сейчас подвергают сомнению, что мы были самой читающей страной. Об этом пишут уже в учебниках.
Огромные цифры читателей тех времен уже никто всерьез не воспринимает. Хорошо известно, как они создавались. Достаточно было раз в полгода раскрыть газету.  Самая читающая страна — это, скорее всего, был миф.

Н.Егорова: Но сколько раньше каждая семья выписывала газет и журналов!

В.Дилек: А сегодня не всякая может купить книги, поэтому возрастает роль библиотек. Конечно, мы не конкуренты книжному магазину, но для определенной группы населения библиотеки нужны. Притом у нас хранится вся литература, а не только новинки.

Е.Василькова: Хочу заметить, что  книготорговые организации хотят сотрудничать с библиотеками. Пока государство еще спит, нужно объединяться с людьми, которые заинтересованы в продвижении чтения. У них есть очень хорошие идеи.

О.Федотова: Они готовы поддер­жать любую задумку, любой проект.

Е.Василькова: Книготорговые организации стали использовать библиотечные изюминки. В московских книжных домах организуют центры чтения, детские  клубы “Почитай-ка”, конкурсы, читальные залы открывают, лишь бы заманить покупателя. Настолько они мобильно к ситуации приспосабливаются. Нам нужно что-то брать из их опыта.

Л.Рыбакова: Я не согласна с тем, что библиотеки не приспосабливаются к веяниям времени. Я просмотрела данные по Новочебоксарску. Так вот, для поиска информации по запросам читателей в 55 процентах случаев мы обращаемся к традиционным носителям — книгам, а в 45 — к Интернету, правовым системам, электронным носителям и своим базам данных.

А.Любимова: Только новой литературы поступает маловато.

Е.Мазурова: Каждый год мы получаем от 8 до 10 тысяч экземпляров книг. Местный бюджет раньше выделял средства на приобретение новинок, сейчас нет, поступают они только из федеральной казны.

Н.Егорова: Мне кажется, лед тронулся. Когда в истории нашей страны случалось такое, чтобы встретились два президента и говорили о библиотеках и чтении?  Второй год подряд поступают федеральные средства на комплектование библиотечных фондов. Находятся и спонсоры, чего раньше не было. Ежегодный фестиваль национальной книги проводится практиче­ски на их деньги. Поддерживают  нас книготорговые организации. Я считаю, такая тенденция продолжится и впредь, помощь библиотекам из года в год будет только расти.
Светлана ИСАЕВА.