Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Три связиста, три неразлучных друга

18.09.2008
5

Апрель 1958 года. На XIII съезде ВЛКСМ стройка железнодорожной трассы Абакан – Тайшет объявляется всесоюзной ударной комсомольской. Тысячи ребят и девчат со всех концов страны откликнулись на призыв. В комитетах комсомола начинают выдавать путевки на нее.
Ехали на стройку люди молодые, детство которых прошло в суровые годы войны, привыкшие с малых лет к труду и лишениям.

В.Ермолаев, В.Сорокин, В.Иванов (слева направо). Фото автора. 

Непростая жизнь ждала комсомольцев на стройке. Железнодорожная трасса Абакан – Тайшет протяженностью 647 км сложнейшая. Проходила она через глухие горные и таежные районы Восточных Саян, стремительные сибирские реки Абакан, Енисей, Бирюса и Мана. Необходимо было пробить 9 туннелей общей длиной более 10 километров и возвести около 700 искусственных сооружений. Не зря дорогу окрестили трассой мужества. Несмотря на такие сложности, ее надо было по­строить обязательно. Дорога связывала природные богатства Восточных Саян с Кузбассом и позволяла на многие километры сократить грузоперевозки с Дальнего Востока.
В конце сентября 1958 года на ударную стройку выехали 28 комсомольцев Чувашии. По прибытии в Абакан группу объединили с комсомольцами Украины и поручили монтаж железнодорожных линий связи. Именно в этом коллективе сдружились три чувашских парня – Виталий Ермолаев, Владимир Иванов и Валентин Сорокин.
Посвятив освоению Сибири молодые годы, в последующем каждый из них выбрал свою дорогу в жизни. Новочебоксарец Виталий Ермолаев, окончив политехнический институт, стал высококлассным специалистом по станкам с числовым программным управлением. Владимир Иванов с дипломом Красноярского института цветной металлургии успешно применял свои знания на беспокойной работе энергетика. А Валентин Сорокин, освоив специальность инженера-электрика в МЭИ, многие годы занимался созданием и внедрением новых образцов промышленного оборудования на “Текстильмаше”.
По велению судьбы в 1980 году все трое вновь оказались в одном трудовом коллективе – на заводе “Текстильмаш”. Если раньше друзья встречались от случая к случаю, то, работая на одном предприятии, завели традицию: ежегодно осенью – в дни выезда по комсомольской путевке в Сибирь  — встречаться. Многое вспоминают они. Как от холода в вагончиках по ночам просыпались и, натянув на себя ватную одежду, ныряли под одеяло, чтобы согреться и уснуть. Как в любую погоду монтировали связь на столбах. Работа на высоте всегда опасна, при малейшей оплошности жди неприятностей. Так однажды Володя Матвеев оказался висящим вниз головой. Только помощь находящихся рядом связистов спасла парня от падения.
Был случай, когда на дрезине по перегону ехали с большой скоростью, “кувыркнулись” под откос всей бригадой. Получили ушибы, синяки, шрамы.
Конечно, были и вечера у костров, походы в горы. Ловили тайменей, встречались с земляками, переселившимися из Поволжья в 30-е годы.
2008 год — юбилейный для В.Ермолаева, В.Иванова, В.Сорокина и, конечно, для всех тех, кто ровно 50 лет назад по зову комсомола с рюкзаками на плечах, оставив домашний уют, уехал в Сибирь на строительство железной дороги Абакан – Тайшет.
Сергей Ассонов.