Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Город хрусталя

02.09.2008
6
В каждом из нас живет путешественник. Время от времени он просыпается, и тогда тянет в поездку. Однажды я выбралась в Гусь-Хрустальный Владимир­ской области.
Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины XVIII века. В 1756 году орлов­ский купец Аким Мальцов основал здесь стекольную фабрику. Основоположником “хрустальной империи” считается Василий Васильевич Мальцов, со­владелец Покровского завода.  При нем помимо бутылок и оконного стекла стали делать хрустальную посуду со шлифовкой и гравировкой.
Вопрос на засыпку: как называть жителей города? Когда нас об этом спросили, помню, кто-то ответил “гусята-хрусталята”. Но на самом деле просто гусевчане, хотя сами они шутят: “Мы — гуси-лебеди”.
Знакомство с городом началось с рынка. Там продаются изделия из хрусталя и стекла, сувениры, люст­ры. Посоветовали покупать именно здесь, так как  в других местах все намного дороже. Замечу, продукция хрустального завода в других регионах поднимается в цене в 3-5 раз. Я купила себе сувенир “Туфельки для Золушки” за 34 рубля, а в Новочебоксар­ске он продается не дешевле 100 рублей. Прекрасные хрустальные люстры там стоят
250-400 рублей.
Следующим пунктом нашего путешествия по городу стал Георгиевский собор. Это великолепное здание построено по проекту Бенуа в 1892-1903 годах. В нем сочетаются красный кирпич и белый камень. Резные наличники, крыльцо — настоящий шедевр русских мастеров. Внутренняя отделка изумляет. Мраморные колонны, лепнина… Особая гордость собора — фреска Васнецова “Страшный суд”. В помещении отличная акустика, поэтому здесь нередко проходят концерты. Ежегодно проводится конкурс “Хрустальная лира”, в прошлом году здесь выступал со своим симфоническим оркестром Валерий Гергиев.
В соборе с 1983 года работает музей хрусталя. В экспозиции представлены более 2 тысяч экспонатов, начиная с образцов XVIII века. Здесь можно проследить историю становления и развития стекольного дела в России. Тяжелые графины, фужеры с алмазными гранями поставлялись к император­скому двору и беспошлинно импортировались в Персию.
У некоторых композиций свои легенды. Например, такая. У барина зимой тяжело заболела дочь. Девочка долго находилась в лихорадке и по­стоянно просила цветы. Тогда один мастер сделал букет из стекла и отдал барину. Вскоре болезнь отступила. Копия тех “волшебных” цветов теперь стоит в музее.
В XX веке начинают изготавливать сервизы из цветного стекла. Преобладали янтарный, красный, изумрудный и голубой цвета. Создавались сюжетные произведения, приуроченные к определенным датам: “20 лет Октября”, “850 лет Владимиру”... Есть и копия подарка Владимиру Путину, однажды посетившему город.
Музей знакомит с творчест­вом художников по стеклу. Разнообразные статуэтки, композиции поражают воображение. Есть, например, рябиновый сад,  церкви, фигурки египетских кошек…
Напоследок мы заехали на Опытный стекольный завод. Он начал строиться в 1960 году и входил в состав Гусевского научно-исследовательского института стекла. Его первый директор — сын эмигрантов из США Джим Иванович Клегг.
Завод стал экспериментальной площадкой. Здесь осваивалось производство мелких заготовок в электрической печи, выведены новые составы стекла, хрусталь с 12-процентным содержанием оксида свинца и обесцвеченный. Сейчас там наряду с баночками для майонеза, бутылками, стаканами, фужерами изготавливают посуду из цветного стекла, украшенную золотом и серебром, эмалью, красками и даже шелкографией. Продаются фигурки из цветного стекла ручной работы.
Есть и собственный музей, где можно увидеть и взять в руки статуэтки, фигурки животных. Дети обожают надевать 5-килограммовый шлем в форме божьей коровки и фотографироваться.
В ходе экскурсии нас по­знакомили с технологией изготовления бесцветного хрусталя, показали три печи, в которых он непрерывно варится.
У печи работают мастера. У стеклодувов в руках длинные металлические трубки с резиновой грушей. На один конец берется капля раскаленного хрусталя и выдувается в форму. У другого рабочего наборная трубка. С ее помощью он берет из печи необходимое количество стекломассы и несет ее прессовальщику, управляющему пресс-формой.
После выдувки изделие по­ступает на отжиг для равномерного остывания массы от 700 до
40-50 градусов. Затем продукция поступает в обрезной цех, где удаляется часть, которой изделие крепилось к стекло­дувной трубке.
После контроля качества стекла гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала разведенной белой глиной наносят разметку и ставят на конвейер. Нанесение алмазной грани начинается на большом абразивном круге, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы матовая грань стала прозрачной, изделия направляют на химическую полировку в ванну со смесью плавиковой и серной кислот. Затем моют водой и при необходимости снова наносят матовые грани. Готовую продукцию проверяют, маркируют, пакуют и отправляют в торговую сеть.
Мария  ВАЗИКОВА.