Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Он пишет статьи по квантовой механике... и стихи

23.08.2008 /
10
Удивительные стихи. Обычные. Без надрыва и налета заумности. Без жалости и жалоб. Настоящие стихи. Настоящего поэта. Саша Ильин — член Союза писателей России.
Его силой духа восхищаются многие. Все, кто когда-то общался с ним, отмечают его открытость, остроумие, чув­ство юмора.
Многим Саша Ильин известен как редактор журнала “Поле надежды”, который в свое время не только объединил поэтически одаренных людей с ограниченными возможностями, но стал местом встреч с известными писателями. Этот журнал давал надежду многим. Журнал сейчас не издается, но Саша Ильин по-прежнему является центром притяжения творче­ски одаренных людей. Скромно оценивая свои заслуги, он не хочет признаваться в том, что для кого-то является примером для подражания.
Александр Ильин. Фото Валерия Бакланова.— Почему журнал перестал издаваться?
— Причина банальна: отсутствие финансирования. Выпускать его в свое время мне предложил Владимир Емельянов — замечательный человек, директор Чебоксар­ского центра социальной терапии. Жаль, что судьба журнала оказалась недолгой: мы смогли выпу­стить лишь три номера. В.Емельянов уехал на Украину, а новых спонсоров мы не нашли.
Но работа над “Полем надежды” не прошла бесследно: я приобрел и опыт, и друзей. Художественный уровень журнала не раз отмечали специалисты, в том числе и на международном фестивале юношеской прессы “Волжские встречи”.
— Как появились первые твои стихи?
— В детстве не интересовался ни поэзией, ни литературой, увлекался звездами и галактиками. А в старших классах всерьез стал изучать точные науки — физику и математику. К окончанию школы уже знал, чем буду заниматься, — наукой. Однако судьба сложилась иначе, намного интереснее и удивительнее.
Мне было 18 лет, когда написал первое стихотворение. Неумелые стихи попали в добрые руки, а затем в газету. Отзывы удивили, мне настойчиво говорили, что я должен писать дальше.
И хотя по-прежнему продолжал увлекаться точными науками, а в 1996 году даже поступил в Чувашский госуниверситет на очное отделение физтеха, где успешно проучился 2,5 года (правда, в силу определенных обстоятельств не смог окончить), поэзия занимала  в моей жизни все больше и больше места. Теперь даже не знаю, что мне ближе и дороже: наука или поэзия. Знаю лишь одно: без стихов уже не смогу.
— Где печатался?
— В местных газетах: “Чебоксарские новости”, “Молодежный курьер”, “Чаваш ен”, “Кладовая природы”, “Четра”; в коллективных сборниках — “Голос души” (Чебоксары), “Вопреки всему” (Чебоксары), “Симфония ночи” (Таганрог), “Всполохи” (Рязань), в персональном сборнике “Иная даль”. Стихи и очерки публиковались также в журналах и альманахах “Твой день” (Казань), “Страна и мы” (Москва), “Московский Парнас” (Москва), “Луч Фомальгаута” (Москва — Рязань), газете “Вестник ЗОЖ” (Москва), ну и, конечно, в “Поле надежды”.
— Многие пишут, чтобы как-то самоутвердиться. А ты?
— Честно скажу: не знаю. Пишу просто потому, что пишется. И это мне нравится.
— Случай из жизни, который особо запомнился?
— Никогда не забуду презентацию сборника “Голос души” в 1998 году. Я сидел в большом зале, слушал выступающих и с напряжением ждал, что будет. Начали объявлять победителей. Одно имя, другое, третье… Разочарование стало закрадываться в мое сердце. И тут случилось невероятное: “Но больше всего отзывов и симпатий среди школьников вызвали… стихи Саши Ильина”. У меня сердце просто остановилось! Дальше все, как в тумане: мои стихи в чудесном исполнении девушек, выступление Михаила Юхмы, который вручил национальную литературную премию имени Альберта Канаша, спустившись ко мне со сцены… А потом начали приходить письма! Целый поток! От детей, школьников. От девушек! Мне впервые писали девушки. И такие чудесные слова! Я до сих пор берегу эти письма, как самое дорогое сокровище. Потом были, конечно, и другие премии, и другие письма. Но эти, самые первые, самые искренние — для меня ценнее всего.
— Чем сейчас занимаешься?
— Работаю в издательском отделе Центра социокультурной анимации “Одухотворение”, который находится в Москве. Выпускаем журнал “Луч Фомальгаута”, а также поэтические сборники одаренных инвалидов со всей России и различные методические издания. В основном занимаюсь версткой и дизайном. Иногда пишу статьи. Параллельно работаю над веб-заказами: создаю сайты, форумы, электронные журналы.
— Кто тебе помогает?
— Мама, Анна Ивановна. Она почти всю жизнь проработала в детских садиках нянечкой, чтобы больше времени уделять мне (у меня ДЦП), пожертвовала карьерой. Сильно повлияла на мое воспитание, поскольку ее поведение было примером, — что значит “хороший человек”. И я стремился быть именно таким. А до остального, наверное, сам как-то доходил. Книги в этом плане не были авторитетом. Я их любил читать, но только не нравоучительные!
Единственное, что сильно повлияло, — это Евангелие. Я рано прикоснулся к этому источнику: еще в шестом классе нам показали фильм про Христа, который потряс меня до глубины души.
— Что самое главное в жизни?
— Наверное, у каждого человека в жизни есть какое-то предназначение. Понять его и реализовать как можно полнее — для меня самое главное.
— ...а сложное?
— На самом деле каждый день приходится что-то преодолевать. Хотя бы лень. Как и всем. Но самое сложное — преодолеть неуверенность в своих силах. Поступить в вуз. Выпустить журнал. Сделать сайт. Познакомиться с девушкой. Все это — очень непросто, особенно когда делаешь впервые. Здесь все зависит от характера. Одни сдаются от первых же неудач. Другие — на костылях, еле ходят, падают — и все равно встают. Сжимают зубы — и пробуют вновь и вновь. Пока не добиваются своего. Характер!
Я, наверное, отношусь ко вторым — упорным. У меня просто нет другого выхода, иначе ничего не добьюсь. А мне хочется слишком многого! Слишком сильный огонь где-то внутри полыхает. И либо добьюсь, либо… сгорю. Выбор не велик. Как в книге Рубена Гансалеса: “Если ты родился без рук и ног, то ты должен быть героем…”
— Что вызывает жалость?
— Страдания людей. Особенно детей. И близких.
— А тебя часто жалеют?
— Когда к тебе на улице подходит бабушка и начинает причитать: “Ой, милок, как жалко-то! Такой молодой! И как же тебе тяжело…” — такое мало кому понравится. Не знаешь, куда скрыться от такой жалости. Но, с другой стороны, когда с трудом поднимаешься по ступенькам без перил (таких у нас в Чебоксарах, увы, много), а никому до тебя нет дела — это тоже как-то не по-человечески. Необходима какая-то середина между жалостью и равнодушием. Но, увы, мы больше привержены именно крайностям…
— У тебя много друзей?
— Настоящих друзей много не бывает. Мои — литераторы, музыканты, художники, журналисты. В большинстве чебоксарцы. Остальные из разных городов России. Благодаря журналам “Поле надежды” и “Луч Фомальгаута” я познакомился с интересными людьми, а возможности Интернета облегчают общение.
— О чем мечтаешь?
— О многом. Я всегда о чем-то мечтаю, причем каждый день эти мечты могут меняться. Большая часть из них так и остается нереализованной, но некоторые становятся задачей на определенный период и в итоге осуществляются. Так было с университетом, с компьютером, с журналом, с работой.
Сейчас мечтаю о личном счастье, о семье, о детях, собственном доме на берегу речки — ведь мне уже 33 года. Хочу стать профессиональным веб-разработчиком, усовершенствовать свои навыки в этой области и перейти от частных заказов к постоянной работе в какой-нибудь солидной фирме. Планирую продолжить научную работу в области нелокальных корреляций, а также довести до ума другие наметки — научные и научно-популярные статьи по физике, философии и религиоведению.
Ирина ПАВЛОВА.