Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

На острове-граде Свияжск...

19.08.2008
5

По преданию, возвращаясь в 1550 году после одного из неудачных походов на Казань, Иван Грозный заприметил высокую гору недалеко от впадения Свияги в Волгу, на границе Казанского ханства. И решил основать здесь город-крепость, как форпост на подступах к Казани. Зимой в Угличских лесах была срублена и собрана крепость с Троицкой церковью. А как только сошел лед, ее разобрали, бревна пронумеровали и отправили на плотах по Волге к месту по­стройки. 17 мая, в день Святой Троицы, на Круглой горе высадился отряд русских войск, и через четыре недели деревянная крепость уже возвышалась над окрестными лесами. Через полтора года,
2 октября 1552 года, Казань была взята Иваном Грозным. А летом 1555-го в Свияжске заложили Свято-Успенский мужской монастырь, и город на долгое время стал центром христианского просвещения Среднего Поволжья.

Собор Успения Богородицы. Фото автора. 

 

Попасть в Свияжск “безлошадным” туристам непросто. Раньше был только один способ: водным путем из Казани. Сейчас можно по дамбе, соединяющей остров с “материком”. Автобусы ходят только до одноименной железнодорожной станции Свияжск, которая находится в поселке Нижние Вязовые. Через час ходьбы по солнцепеку мы поймали попутку.
Только выехали из леса, и вот он... Чудный город с белокаменными церквами и золотыми куполами, утопающий в зелени среди  синей-пресиней глади Свияги с одной стороны, Волги — с другой.  
Въезд в село один: по узкой пыльной грунтовой дороге по Тайницкому спуску. Две машины там не разъедутся. Впрочем, подобная ситуация маловероятна. Машин, как и жителей, на острове немного. В лучшие годы в Свияжске жило до 7 тыс. человек. К революции их количество сократилось до трех тысяч. Сейчас — чуть более двухсот.
Крепость в Свияжске разрушилась еще в начале XVII века. В XVIII-XIX веках через него проходил сибирский тракт. В городе активно торговали, собственной промышленности не было.
В 1893 году открылось движение по железной дороге. Свияжск стал постепенно угасать — в 1932 году утратил статус города. В конце 50-х годов создание Куйбышевской ГЭС превратило его в остров.
Летом село оживает: появляются дачники, многочисленные туристы. Коренным жителям в самом Свияжске работать негде. Спасают торговля, рыболовство, выручают небольшие огороды. В осенний ледостав и весеннее половодье жизнь на острове затихает.
Поблагодарив водителя, мы направились к центральной площади мимо женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Через несколько минут (ост­ров небольшой, площадь
62 гектара, диаметр всего 900 метров) мы оказались на противоположном конце острова.
Все здесь дышит историей. То тут, то там высятся деревянные кресты в память о  храмах, уничтоженных после Октябрьской революции. В центре площади — памятный знак погибшим в Великой Отечественной войне. Напротив — остаток стены, возле которой некогда шла буйная торговля, а в 1918 году несколько красноармейцев были расстреляны белыми. Впрочем, красных расстреливали и сами красные. После одного из неудачных штурмов Казани Лев Троцкий, прибывший в Свияжск на военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина, применил древнеримское изобретение — децимацию: за неудачный штурм был казнен каждый десятый красноармеец.
Где-то на площади, по слухам, некоторое время находился памятник Иуде Искариоту — с поднятым вверх к небу кулаком (простоял он недолго, позже на его месте появился памятник Ленину). Говорят, Троцкий произнес пламенную речь, назвав его памятником “первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту”.
После того, как гражданская война откатилась далеко на восток, в Свияжске остались раненые военнопленные. Среди них и Иосип Броз Тито (будущий президент СФРЮ и генсек Союза коммунистов Югославии). Здесь он женился, оставил сына, о котором, как писали тогдашние газеты, никогда не забывал.
Восточнее площади находится церковь Константина и Елены. Она оплетена строительными лесами — идет рекон­струкция. От церкви длинный спуск к небольшой пристани. Берег весь в мелкой гальке, усыпан ракушками и остатками былых строений: тут куски кирпича, камни, гвозди.   
С восточной оконечности острова проглядывает купол расположенного на другом берегу Свияги знаменитого монастыря — Макарьевской пустыни, основанной в XVII веке.
...Тут прибыли три теплохода с туристами. Берег сразу ожил. Появились местные жители и на импровизированных прилавках выставили свой нехитрый товар: свежую и сушеную рыбу, вареных раков, старинные монеты, небольшие закопченные кресты и осколки штукатурки с изображением святых. Вслед за туристами по главной Успенской улице мы пошли к мужскому монастырю.
В 1928 году в стенах Успенского монастыря была организована детская трудовая колония. Через пять лет ее сменила тюрьма НКВД, в которой, по неподтвержденным данным, уничтожили до 5 тыс. человек. В 90-е годы прибывшие в обитель монахи нашли одно захоронение. Предположительно, жертв ГУЛАГа. Им посвящен памятный знак, установленный у входа в монастырь.
Тогда же началось православное возрождение Свияж­ска. Воскрес мужской Успенско-Богородицкий монастырь, затем — женский Иоанно-Предтеченский. Успенский собор знаменит тем, что изнутри расписан фресками на площади в 1080 квадратных метров. Их автор неизвестен, работа датируется 1561 годом. На территории женского монастыря стоит та самая деревянная Троицкая церковь, приплывшая по воде. При недавней реставрации первоначальный облик изменили, но внутри хорошо видны все те же крепкие вековые бревна.
...Пора возвращаться. Одолевали противоречивые мысли. С одной стороны, вложи в этот остров приличные сред­ства, и засияет обновленный Свияжск. А с другой — пропадет то очарование старины, которой дышат еще не отреставрированные стены храмов и утопающие в тишине и зелени улицы. Дальнейшая судьба острова никому из ныне живущих на нем неизвестна. Только Богу.
Максим ИВАНОВ.