Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Ангел-хранитель Тоня

6

Антонине Ивановне Назаровой сейчас 90 лет. Почти всю войну она,  лейтенант медицинской службы, прослужила старшей операционной сестрой медико-санитарного батальона 36-й гвардейской Верх­неднепровской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени стрелковой дивизии (десантной). Принимала участие в Сталинградской и Курской битвах, сражении на Днепре, освобождении Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Она вспоминает...

Антонина Назарова (слева) и ее подруга лаборантка Полина Блюмина (1945 год).  

“Родилась я в 1917 году в Балашове Саратов­ской области. Окончила семилетку, затем медицинское училище. Боевое крещение получила в финскую войну 1939 года. Когда грянула Великая Отечественная, повестку вручили на второй день. Попала в запасной полк, и пока он формировался, а бойцы проходили обучение, несколько раз в составе санитарного поезда выезжала в смоленском направлении за ранеными.
Потом наш 132-й артиллерийский полк бросили под Харьков, где в ходе боев он попал в окружение. Согласно приказу выходили к своим мелкими группами, и я с разведвзводом вырвалась из кольца в районе города Изюм. Отправили в Москву, где окончила курсы операционной медсестры и была приписана к медсанбату 36-й дивизии.
11 августа 1942 года часть перебросили в Сталинград. Город тогда еще мало пострадал от вражеской авиации, на крыше домов дежурили жители, тушили зажигалки, сбрасываемые немецкими самолетами. Когда начались бои, наш медсанбат часто перемещался вместе с подразделениями дивизии. Раненых было очень много. Я готовила, стерилизовала инструменты, ассистировала при операциях. Не было воды — растапливали снег, не поступало электричество — оперировали при свете коптилки. В снарядную гильзу наливали горючее, вставляли полоску шинельного сукна и расплющивали край. При таком свете делали даже полостные операции, зашивали раны в пробитом осколками кишечнике.
Однажды разведчики предупредили нас, что поблизости обнаружены немцы, надо быть настороже. Мы выставили часовых, местных девчонок-десятиклассниц, ухаживавших за ранеными. Оперируем, вдруг стрельба. Выбегаем, видим, Лиля Малова, дрожа от страха, целится в темное пятно на снегу. Окружили “лазутчика”, а это оказалась кочка.
Наша 36-я дивизия в феврале повернула на юг, освобождала Украину, штурмовала Будапешт, закончила войну под Веной”.
В альбоме Антонины Ивановны заметил фотографию бравого пожилого мужчины с орденами. “Это разведчик Николай Попов, который называл меня ангелом-хранителем за то, что несколько раз на операционном столе спасала ему жизнь. В 1944-м его принесли с пробитой в двух местах грудью. Разрывные пули прошли насквозь, разворотив полспины. “На этот раз не спасем, — сказал хирург Зверев, — умрет, пока будем с раной возиться”. А я в финскую войну видела быстрый способ оперирования при подобных ранах и рассказала врачу, как это делается. Он выслушал и приказал: “Готовь инструменты!”. Через несколько месяцев Николай снова ушел в тыл противника. После победы встречались с ним в Волгограде не раз. Умер он в 1997 году”.
Антонина Ивановна награждена орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За оборону Сталинграда”, “За взятие Будапешта”, “За взятие Вены”.
Алексей МИГУНОВ. 

Комментарии

Изображение пользователя Гость.

Алексею Мигунову. Я разыскиваю жену и детей (?) Назарова Игоря Сергеевич 1915 г.р., призванного на фротн Пролетарским РВК г. Москвы. Игорь Сергеевич - родной брат моего деда, служил лётчиком и погиб в 1944 году. Моя тётя говорит, что у Игоря была жена и ребёнок, но где они и кто они она не знает... Помогите, пожалуйста!!! Может Ваш Ангел-хранитель - Антонина Ивановна Назарова и есть жена Игоря Сергеевича???