Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Что дает Болонская конвенция?

23.01.2008 /
7

Уже три месяца, как принят закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования, а жаркие споры вокруг нее не утихают.
 

Итак, Россия получила прописку в Болонской конвенции, в которой участвуют более 50 стран, в том числе почти вся Европа. Что это нам дает? Российские студенты станут получать корочки международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию за рубежом, им  легче будет устроиться там на работу.
Наши работодатели привлекаются к финансированию подготовки кадров. Повышается эффективность использования бюджетных средств. В широкий обиход входят красивые иностранные слова “бакалавр” и “магистр”.
Но о минусах говорили и продолжают говорить и те же работодатели, и ректоры, и студенты. Доводы приводят разные: от утверждений, что наши выпускники с дипломом инженера куда сильней, чем на Западе, и до таких, что унификация образования напрямую работает на “утечку мозгов”.
Новая система начнет применяться с 1 сентября 2009 года. Студент вуза будет получать степень бакалавра за четыре года. Чтобы получить степень магистра, ему надо будет проучиться еще два года после бакалавриата. Причем бакалавриат будет рассматриваться как выс­шее образование, без добавления “незаконченное”. Для получения магистерского образования потребуется  выбрать узкий профиль в полученной профессии, сдать экзамены и пройти конкурс, как при обычном приеме в вуз.
Российская особенность новой системы высшего образования в том, что по сути она трехуровневая. Закон оставляет некоторым вузам право сохранить обучение по программе подготовки специалиста. Выпускники медицинских, военных и техниче­ских вузов по-прежнему будут получать диплом с квалификацией “специалист” через 5-6 лет.
Между тем российские студенты не изъявляют особого желания учиться на бакалавров. Таковы неутешительные результаты исследования, которое провела среди студентов 11 ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Пока готовы идти в бакалавры всего пять процентов студентов. А ведь закон жестко диктует: решать свое будущее надо уже при поступлении в вуз. Дело в том, что обучение с первого курса будет вестись по разным программам.
Можно представить, насколько непросто будет абитуриенту сделать выбор. Ведь пока он дойдет до 4-го курса, когда ему будут присваивать степень бакалавра, у человека могут измениться жизненные цели.
Нельзя сказать, что все в новой системе образования так уж ново для наших вузов.
— Опыт многоуровневой подготовки специалистов возник в Советском Союзе даже раньше, чем на Западе, — говорит министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. — Вспомните знаменитую физтеховскую школу, когда первые три года человека учили, давали фундаментальные знания, а затем два-три года он занимался практической работой, проводя максимум времени не в базовом институте, а в лабораториях. Это в некоем смысле аналог системы “бакалавр — магистр”.
А в МГТУ им. Баумана сегодня есть и бакалавры, и магистры, и дипломированные специалисты. Здесь широко используется так называемая “включенная схема обучения”, когда студент в течение полугода-двух лет учится в вузе другой страны и в результате получает два диплома.
Переход на новую систему предполагает введение единой оценки знаний, перестройку учебных планов, изменение соотношения лекционных и практических занятий. Каждый студент сможет уехать на один семестр в любой западный университет и сразу включиться там в образовательный процесс.
Во многих чебоксарских вузах уже введена новая система зачетных единиц. Для того, чтобы быть допущенным к экзамену, студенту необходимо набрать определенное количество баллов за разные контрольные, экзаменационные, исследовательские и другие работы, проходящие в семестре.
А вот что говорит об “утечке мозгов” ректор МГУ им. М.Ломоносова  Виктор Садовничий: “Пока мы не создадим условия комфортной работы для молодежи — будем терять умы и таланты. Нужно сделать так, чтобы молодой человек не стремился уехать туда лаборантом и там “зацепиться” только потому, что быть лаборантом там лучше, чем профессором у нас”.
Но это уже проблемы власти. А для рядового студента, конечно, признание российского диплома в странах Болонской конвенции и возможность продолжить обучение за рубежом —  это огромный плюс.