Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Башня из проблем

23.01.2008
5

Воспитание детей — задача не из легких. Еще более сложно воспитывать ребенка-инвалида. В каждой семье, имеющей такого, существует свой психологический климат, который так или иначе воздействует на малыша: либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.
 

Многие семьи, осознанно или бессознательно стыдясь больного ребенка, стараются меньше общаться с друзьями и родными. Добровольно отдаляются от окружающего мира, заточая себя и своего малыша в башню из проблем. Нередко супруги обвиняют друг друга в случившемся, отдаляются и в конечном счете расстаются. Это, конечно, еще больше усугубляет заболевание и душевное состояние их сына или дочери.
В семье Николаевых Маша (имена и фамилии изменены. — Авт.) — единственный ребенок. Эта умная, подвижная девочка, к сожалению, тяжело больна. Огромными усилиями, в основном мамы, удалось поставить ее на ноги. Женщина уделяла дочери все свое внимание, что не очень нравилось мужу. Но взять часть забот на себя и тем самым хоть немного освободить жену не захотел: он редко играл с девочкой, никогда не выходил с ней гулять.
Мама внушала Маше, что папа добрый, просто он много работает, зарабатывает деньги на ее лечение и что, если папы не будет, они пропадут. Однажды папа не пришел с работы домой, а утром в почтовом ящике мама нашла записку: “Я от вас устал. Ухожу”. Она показала записку дочери и вгорячах обронила: это все из-за тебя, как теперь жить?! И Маша, едва научившись ходить в 11 лет, от перенесенного стресса перестала не только ходить, но и говорить.
Хочется сказать, что участие отца в воспитании положительно влияет на самочув­ствие ребенка. Если этого нет, то любые дети испытывают дискомфорт, а ребенок-инвалид — двойную нагрузку: неприятие обществом и отчуждение в соб­ственной семье. Но если оба родителя любят своего малыша, а болезнь и связанная с ней инвалидность воспринимаются как проблема решаемая, недуг постепенно отступает. Вот история.
Когда Саша родился, врачи сами предложили матери: “Оставь его, он не жилец, а если выживет — намучаешься с ним, ведь у тебя уже есть двое детей”. Но мама никого не слушала, забрала сына и стала его лечить. Брала консультации у специалистов, повела мужа на курсы обучения массажу, много читала о ДЦП, возила ребенка к врачам, которые в один голос твердили: “Он никогда не будет ходить”.
Семья Ивановых объединилась возле больного малыша. Папа делал массаж, сестры по очереди выполняли с братом упражнения по лечебной физкультуре. В результате в 8 лет Саша начал гулять с мамой и папой за ручку, ходить дома по стенке, смотреть любимые мультики и упорно учиться говорить.
Большинство родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями развития, жалеют его и частенько занижают требования. В итоге у чрезмерно оберегаемых детей вырабатывается инфантилизм и даже эгоизм. Совет родителям: любите своего ребенка, но не слепо. Повышенная опека, потакание слабостям могут испортить ему жизнь. Научите свою кровиночку преодолевать трудности, общаться с людьми, стать нужным в обществе, несмотря на болезнь.