Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Лопнет или нет “Росавто-Кредит-К”?

18.01.2008 /
13

В редакцию обратился новочебоксарец Н. и рассказал историю о том, как он с помощью автокредита решил приобрести автомобиль.

Начало было положено 30 июля 2005 года, когда Н. заключил договор о передаче личных сбережений с кредитным потребительским кооперативом (КПК) граждан “Росавто-Кредит-К”, который располагается в Нижнем Новгороде. Это нечто похожее на кассу взаимопомощи (существовала в советское время), но на новый лад. В Новочебоксарске от имени данного кооператива действует филиал ООО “Комплекс”. По словам Н., по этой схеме он приобретает второй автомобиль. С первым проблем не возникало: получил его, как только выплатил взносы в положенные сроки. А вот во второй раз вышла осечка. Кооператив, говорит Н., обещал выдать заем по­сле того, как он внесет 40 процентов от всех взносов (а их по условиям договора 96). Надо заметить, что базовая цена займа со 185 тысяч возросла за это время до 200 тысяч. Стало быть, увеличились и ежемесячные взносы. Но Н. аккуратно их вносил и, с его слов, в августе 2007-го полностью выполнил свои обязательства перед кооперативом. Тем не менее КПК до сих пор кормит его обещаниями — ни заем (машину) не предоставляет, ни выплаченные деньги не желает возвращать. Кооператив, видимо, считает, что раз с членами КПК заключен расплывчатый договор, то ему удастся избежать ответственности. Документ действительно составлен в пользу одной стороны — юристы, предполагаю, подошли к своим обязанностям со знанием дела. Прав у членов КПК мизер, а вот обязанностей — уйма. Например, при задержке ежемесячных платежей кооператив вправе взыскивать пени и штрафы, расторгнуть договор. Если же, допустим, он “прокрутит” чужие деньги, то ему все сойдет с рук. “Росавто-Кредит-К” разработал Положение “О порядке приобретения автомобилей на сред­ства фонда финансовой помощи КПК”. В конце документа под “ознакомлен, согласен и обязуюсь выполнять” пайщики ставили свои подписи. Есть в нем вполне серьезные и весьма занимательные пункты. К примеру, расписано, как с помощью лототрона (в буквальном смысле — с шарами) можно стать обладателем автомобиля, и то, что кооператив “оставляет за собой право” вносить изменения в порядок распределения займов. Положение, конечно, не нормативно-правовой акт. Но договор — не письмо рассерженной жены к бывшему мужу, и здесь неуместны оговорки типа “КПК оставляет за собой право”. К сожалению, заемщики, прежде чем стать членами кооператива и нести туда свои деньги, на такие нюансы не обращают внимания. За головы хватаются только тогда, когда почувствуют, что могут остаться без денег. Новочебоксарец Н. в их числе. А много ли таких? Я связалась с директором Новочебоксарского филиала ООО “Комплекс” Владимиром Степановым, который представляет интересы КПК “Росавто-Кредит-К”, и расспросила его о финансовых возможностях кооператива, намерен ли он выполнять свои обязательства. КПК, пояснил он, существует с 1997 года, примерно через год начал предоставлять заем в виде автомобилей. Трудности, по его словам, начались в 2005 году, когда банки перестали выдавать кооперативу кредиты, а ежемесячными платежами накапливать паевой взнос, мол, невозможно. Теперь машины разыгрывают только среди тех, кто полностью внес сумму, обозначенную в договоре. В.Степанов заверил, что на очередном распределении, которое состоялось 27 сентября 2007 года, Н. включен в список “участников, получивших право на товар”. Может быть, и так, однако пайщик до сих пор обивает пороги филиала “Комплекса”, добиваясь справедливости — машины-то нет. По условиям договора, сказал В.Степанов, товар Н. должен получить в течение двух месяцев после выполнения обязательств, однако решение вопроса не в его компетенции, претензии надо, мол, предъявлять головному предприятию. Директор признался, что находятся такие смельчаки, которые обращаются не только туда, но и в суд. А вообще таких, как Н., заключивших договор через Новочебоксарский филиал и полностью рассчитавшихся с кооперативом, как заметил В.Степанов, 14 человек. А сколько их по России, если такие филиалы действуют в 20 регионах страны? По информации директора, кооперативу только пайщики из Чувашии задолжали около 500 тысяч рублей. Поэтому можно предположить, что “схема” забуксовала. И началось это не вчера. Степанов пояснил, что новых договоров кооператив не заключает с 2006 года. Предполагаю, ситуация может усугубиться в любое время. Наверняка многие хорошо помнят те лихие 90-е годы, когда в один момент рухнули финансовые “пирамиды”. В.Степанов, правда, не желает отождествлять кооператив с ними. Но кто может дать гарантию, что “Росавто-Кредит-К” не лопнет?