Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Режиссера нелегкая ноша

7

В детстве Татьяна, росшая в деревне, мечтала стать океанологом или геологом. Но однажды на школьном  вечере ее, читающую стихи,  услышала заведующая отделом культуры Шумерлинского района. Совет “Тебе нужно поступать в институт культуры” предопределил судьбу девочки.
И вот позади отделение театральной режиссуры Казанского института культуры. Но молодой специалист не сразу приступила к работе: в Германии, по месту службы мужа, не нашлось для нее дела. Карьера режиссера началась лишь в 1991 году в поселке Воротынец Нижегород­ской области. Затем последовал переезд в Новочебоксарск, где с 1995 года Татьяна Пичугина заведует театральным отделением в детской школе искусств.
 

— Начинала с нуля, — рассказывает она. —  Сегодня есть класс, оборудованный, как мини-театр, своя программа “Основы актерского мастерства в детской школе искусств”, к нам часто приезжают за опытом.
— Детей какого возраста принимаете?
—  Самого разного. Могу взять ребенка и 9, и 15 лет.
— Учиться долго?
— Четыре года. В первом классе даются основы будущего мастерства. Дети узнают, что такое актерский тренинг, этюды, учатся на сцене ходить, говорить, сидеть, есть, пить чай — словом, живут в предлагаемых обстоятель­ствах. На второй год учатся действовать уже словом.
— Глаголом жечь?
— Да. Как известно, за дей­ствие у нас отвечают глаголы. Древний человек сначала изъяснялся жестами, а потом по­явились слова, обозначающие дей­ствие, — дай, принеси и так далее. 
Разъясняю своим воспитанникам смысл похожих по смыслу слов, учу “действовать”, ведь, например, стукнуть и пристукнуть,  несмотря на свое внешнее сходство,  несут разную смысловую нагрузку. Помогают в этом разобраться  басни, стихотворения. 
В третьем классе приступаем к работе над драматургическими отрывками. Наряду с групповыми начинаются индивидуальные занятия. А четвероклассники учатся по свободной программе и индивидуально.
Вся программа отделения построена на классической литературе. Работаем с произведениями Гоголя, Островского, Маяковского, Цветаевой.
— Спектакли ставите?
— Редко, так как они отнимают много сил и времени. За 10 лет сделали три больших спектакля. Первый, нашумевший, — “Яма”  Куприна. Прежде чем приступить к постановке, долго обсуждали  поднятую писателем тему. Было сложно заставить 16-летних подрост­ков работать. Я выходила из себя, хлопала дверью, вставала чуть ли не на колени. Страсти-мордасти были жуткие. Дали пять спектаклей.
Второй — “Про Федота-стрельца — удалого молодца”  Леонида Филатова. Мужские роли в нем исполнили девочки, так как мальчиков не было. Мы его мало показывали, так как он очень громоздкий, а своей сцены у школы искусств нет. Очень жаль, потому что дети играли так, что могли дать фору и взрослым.
А третий  — музыкальный, “Праздник непослушания”, по  произведению Сергея Михалкова.  Он получил грант Президента ЧР в сфере культуры. В рамках сетевого марафона культурных событий Чуваш­ской Республики мы уже побывали с ним в Канаше, Ядрине и Яльчиках.  В нем заняты 150 учащихся театрального и эстетического отделений.
— Ваши выпускники связывают в дальнейшем свою судьбу с театром?
—  Когда я работала в Нижегородской области, моя ученица  по­ступила в Нижегородское театральное училище. Это было впервые в истории Воротынца.  На четвертом курсе ВГИКа  учится выпускница театрального отделения ДШИ Катя Николаева.  Еще одна девочка по­ступила в Волгоградский институт культуры на отделение режиссуры, другая — в училище культуры в Чебоксарах.
Светлана ИСАЕВА.