Режиссера нелегкая ноша
В детстве Татьяна, росшая в деревне, мечтала стать океанологом или геологом. Но однажды на школьном вечере ее, читающую стихи, услышала заведующая отделом культуры Шумерлинского района. Совет “Тебе нужно поступать в институт культуры” предопределил судьбу девочки.
И вот позади отделение театральной режиссуры Казанского института культуры. Но молодой специалист не сразу приступила к работе: в Германии, по месту службы мужа, не нашлось для нее дела. Карьера режиссера началась лишь в 1991 году в поселке Воротынец Нижегородской области. Затем последовал переезд в Новочебоксарск, где с 1995 года Татьяна Пичугина заведует театральным отделением в детской школе искусств.
— Начинала с нуля, — рассказывает она. — Сегодня есть класс, оборудованный, как мини-театр, своя программа “Основы актерского мастерства в детской школе искусств”, к нам часто приезжают за опытом.
— Детей какого возраста принимаете?
— Самого разного. Могу взять ребенка и 9, и 15 лет.
— Учиться долго?
— Четыре года. В первом классе даются основы будущего мастерства. Дети узнают, что такое актерский тренинг, этюды, учатся на сцене ходить, говорить, сидеть, есть, пить чай — словом, живут в предлагаемых обстоятельствах. На второй год учатся действовать уже словом.
— Глаголом жечь?
— Да. Как известно, за действие у нас отвечают глаголы. Древний человек сначала изъяснялся жестами, а потом появились слова, обозначающие действие, — дай, принеси и так далее.
Разъясняю своим воспитанникам смысл похожих по смыслу слов, учу “действовать”, ведь, например, стукнуть и пристукнуть, несмотря на свое внешнее сходство, несут разную смысловую нагрузку. Помогают в этом разобраться басни, стихотворения.
В третьем классе приступаем к работе над драматургическими отрывками. Наряду с групповыми начинаются индивидуальные занятия. А четвероклассники учатся по свободной программе и индивидуально.
Вся программа отделения построена на классической литературе. Работаем с произведениями Гоголя, Островского, Маяковского, Цветаевой.
— Спектакли ставите?
— Редко, так как они отнимают много сил и времени. За 10 лет сделали три больших спектакля. Первый, нашумевший, — “Яма” Куприна. Прежде чем приступить к постановке, долго обсуждали поднятую писателем тему. Было сложно заставить 16-летних подростков работать. Я выходила из себя, хлопала дверью, вставала чуть ли не на колени. Страсти-мордасти были жуткие. Дали пять спектаклей.
Второй — “Про Федота-стрельца — удалого молодца” Леонида Филатова. Мужские роли в нем исполнили девочки, так как мальчиков не было. Мы его мало показывали, так как он очень громоздкий, а своей сцены у школы искусств нет. Очень жаль, потому что дети играли так, что могли дать фору и взрослым.
А третий — музыкальный, “Праздник непослушания”, по произведению Сергея Михалкова. Он получил грант Президента ЧР в сфере культуры. В рамках сетевого марафона культурных событий Чувашской Республики мы уже побывали с ним в Канаше, Ядрине и Яльчиках. В нем заняты 150 учащихся театрального и эстетического отделений.
— Ваши выпускники связывают в дальнейшем свою судьбу с театром?
— Когда я работала в Нижегородской области, моя ученица поступила в Нижегородское театральное училище. Это было впервые в истории Воротынца. На четвертом курсе ВГИКа учится выпускница театрального отделения ДШИ Катя Николаева. Еще одна девочка поступила в Волгоградский институт культуры на отделение режиссуры, другая — в училище культуры в Чебоксарах.
Светлана ИСАЕВА.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати