Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

На нынешнее поколение можно положиться

8

Говорят, в жизни всегда есть место подвигу. Но, наверное, не каждый из нас, по разным причинам, готов совершить его, если наступит такой момент. Чувашскому парню Евгению Борисову выпало на долю тяжелое испытание, когда ему было всего восемнадцать лет.
Он не спасовал, выдержал, вышел победителем в неравной схватке с вооруженными бандитами, с честью исполнив воин­ский долг. И счастью остаться в живых обязан прежде всего самому себе, силе воли и проявленному мужскому характеру. Хотя со второй чеченской кампании прошло уже почти десять лет, у Героя России Евгения Борисова при воспоминании о тех событиях подступает ком к горлу.

Герой России Евгений Борисов. 

— Родился я в столице республики в обычной семье рабочих, ходил в
44-ю школу. К сожалению, рано из жизни ушел отец, и после седьмого класса пришлось переехать в деревню в Моргаушский район к бабушке с дедушкой. В городе остались мама и двое младших братьев. Помогал старикам по дому, учился. Тиушская школа готовила и специалистов для сельского хозяйства, и вместе с аттестатом о среднем образовании получил диплом фермера. Затем окончил в Чебоксарах курсы водителей в РОСТО, вернулся в село, начал работать.
Весной 1998-го меня призвали в ряды Вооруженных Сил. Для прохождения службы был направлен в Северокавказский военный округ в 58-ю армию, которой командовал Герой России Владимир Шаманов. Наша мотострелковая часть дислоцировалась во Владикавказе. Два месяца спустя мне присвоили звание младшего сержанта, назначили командиром отделения саперов. Выезжали часто на разминирование населенных пунктов. В Кабардино-Балкарии впервые наяву увидел горные вершины Эльбруса. Удивительный по красоте край. В последующем произошел вооруженный конфликт в Дагестане.
В конце августа 1999-го нашу часть перебросили на границу Ингушетии и Чеченской Республики. Расквартировали рядом с селением Аршты, что в получасе от чечен­ского поселка Бамут. В том районе шли постоянные локальные боевые действия. Участвовало в них и наше саперное подразделение. Бамут находился в руках бандформирований, и они ожесточенно сопротивлялись. Парень из нашего батальона угодил под обстрел, и тело его мы не смогли вытащить. Когда попадаешь в такую ситуацию и все происходит не в кино, а в реальности, зрелые мужчины не выдерживают. А большинству из нас было по восемнадцать-девятнадцать лет. Про нынешнее поколение по-разному отзываются, но, знаете, на нас можно положиться. Я видел, как из обычных мальчишек вырастают настоящие солдаты, готовые на подвиг. И Отечество в трудную минуту они не предадут.
— Говорят, число тринадцать для вас, Евгений, является счастливым.
— Так уж вышло, что 13 октября 1999 года стало моим вторым днем рождения. Я мог погибнуть. Но судьба либо солдатская удача помогли выжить. Был обычный будний фронтовой день. На подступах к Бамуту с утра шла ожесточенная перестрелка. После полудня в отделение пришел старшина роты, сказал, что надо поддержать ребят огнем. С тремя сослуживцами во главе со старшиной мы на “броне” направились к Бамуту.
На въезде в селение нас обстреляли из гранатометов. Танк встал, сидящих на “броне” разбросало в разные стороны. Отполз в развалины. Здесь оказался и приятель Юра Гусев. Мы с ним отстреливались, пока не стемнело. Казалось, это не закончится никогда. Ночь провели на дереве, так как вокруг бродили шакалы.
С рассветом начали продвигаться к своим, минуя посты боевиков. Лоб в лоб столкнулись с одной из групп. Завязался бой. Я достал гранатомет, выстрелил и в этот момент получил ранение в руку. Противник стрелял из-за дерева. Затем сильно ранило бедро левой ноги. Хорошо, кость не задело. Юру я потерял из виду. Стал отходить в укрытие, где перевязал раны. Рану в бедре заткнул косынкой. Потом долго полз в направлении выстрелов танка — у боевиков их не было. Терял сознание, долго лежал. Что придавало сил, не знаю. Я вспоминал своих родителей, отца, просил его помочь выжить, победить. Придавала сил и мысль о том, как мама встретит сына в цинковом гробу. Не выдержит ее сердце.
Было еще одно столкновение с двумя боевиками. Я уже потерял счет времени, и все же судьба улыбнулась: вышел на ребят из разведбатальона нашей дивизии. Они на плащ-палатке донесли меня до расположения части. Потом узнал, что ходил по тылу противника четверо суток. Боевики, говорят, просили по рации командование россий­ской части забрать своего раненого солдата, который уже достал их внезапными появлениями.
— Четыре дня без пищи, воды, в получасе езды от родного подразделения?!
— На войне как на войне. А пил из луж.
— Что стало с остальными ребятами?
— Все они, к счастью, остались живы, пробились к своим.
— Когда узнали о представлении к высокой государственной награде?
— Во Владикавказе мне сделали операцию. Затем два месяца лечился в военном госпитале в Волгограде. Приехал в часть, где и узнал о представлении. Мыслями, конечно, надеялся на какую-нибудь медаль, но о Звезде Героя — нет, не думал. 21 февраля 2000 года был издан Указ Президента Российской Федерации, а 28 марта я прибыл в Москву для награждения.
— Где оно проходило?
— В Кремлевском Дворце. Вручал Звезду Героя России Президент Владимир Путин. Он мне что-то сказал, пожелал, но от волнения я ничего не запомнил. Во время церемонии подошел тогдашний министр обороны Сергеев. Он просил продолжить службу, остаться в армии. Обещал подыскать работу, направить на учебу в военное училище. Но я хотел только одного: поскорее попасть домой, увидеть родных.
В Чебоксарах встречали с цветами. 1 апреля поехал в Моргаушский район, в деревню, по которой сильно соскучился. Потом жизнь пошла своим чередом: женился, поступил в университет. Сейчас учусь на экономическом факультете ЧГУ. Возглавляю строительную организацию ООО “Агровестсервис”, являюсь заместителем директора ООО “Чебоксарский мельник”, заместителем председателя СХПК “Герой” Моргаушского района.
Благодарен многим своим друзьям, родственникам за внимание, поддерж­ку, общественной организации инвалидов войны в Афганистане, ее председателю Геннадию Матвееву.
— Вы включены в список и кадрового резерва “Единой России”.
— В партию вступил два года назад по убеждению. Разделяю ее программу, планы, потому что они исходят от Президента страны Владимира Путина, к которому отношусь с большим уважением.
На глазах происходят большие экономические, социальные перемены в жизни нашей республики. Растет благосостояние людей, строятся жилье, дороги. У людей появилась уверенность в завтрашнем дне. Президентом Чувашии Николаем Федоровым разработана Стратегия социально-экономического развития до 2020 года, в которой по­ставлены грандиозные задачи по дальнейшему развитию республики.
— С однополчанами поддер­живаете связь?
— Переписывался с Юрием Гусевым, командиром части. Алексей Дмитриев, он в том бою под Бамутом тоже был сильно ранен, живет рядом, в Мариинско-Посад­ском районе. Женился, работает в Новочебоксарске. Я ездил к нему в деревню Яндуганово, когда его награждали орденом Мужества. Бываю в Москве на заседаниях ассоциации Героев России всех войн. Возглавляет ее генерал армии Владимир Шаманов. Я поинтересовался недавно, помнит ли он меня. Генерал, не задумываясь, ответил: “Бамут!” В этом году исполняется 75 лет со дня учреждения звания Героя в нашей стране. Ассоциация собирается это событие торжественно отметить.
— Евгений, бабушке с дедушкой все еще помогаете в деревне по хозяйству?
— В воскресные дни всей семьей (у нас с женой растут сын и дочь) едем к ним. Помощников много, они вырастили шестерых детей. В хозяйстве есть живность, огород, сад. Работы хватает всем. Но время остается и для рыбалки, охоты.
— Время залечило душевные, физические раны?
— Воспоминания не отпускают, но они не столь болезненны, как раньше. Все собираюсь побывать в тех местах, где служил.
Валерий ПАЛЛАДЬЕВ.